Постельное белье в Москве Купить - Купить постельное белье в Москве bufetnitsa.ru.
О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Дневник наблюдения за детьми

Изучение родителями ребенка предполагает систематическое наблюдение за ним. Наблюдение позволяет установить, как дети относятся к порученной работе, как принимаются они за выполнение домашних заданий, с желанием или неохотой, как дети способны анализировать, сопоставлять предметы и явления между собой, как развивается у них мышление и воля. Родители должны внимательно присматриваться ко всей деятельности детей, прислушиваться к их разговорам, к рассуждениям, вникать в их отношения с другими детьми и со старшими.

Изучать личность и особенности характера ребенка надо прежде всего в процессе его взаимоотношений с детским коллективом. Поэтому важно путем наблюдения установить, как относится ребенок к общественному мнению своего класса, скаутского отряда, как он выполняет поручения – с охотой или нет, и чем объяснить то или иное отношение к поручениям. Родителей должен интересовать характер взаимоотношений их ребенка с товарищами: на чем основаны его симпатии и антипатии к ним, отзывчив ли он на просьбы о помощи в учебе, в общественных делах, насколько он правдив и честен в товариществе и дружбе и т. д.

В этом отношении очень важно посещение, а иногда участие родителей в скаутских сборах и других внеклассных мероприятиях: культпоходах в кино и театр, экскурсиях и спортивных соревнованиях.

Для изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста важно наблюдать за их играми. А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, говорил: «Ваш ребенок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе. Вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребенка, чего у них не хватает, что плохо в их играх».

Однако одно наблюдение, пусть даже систематическое, не позволяет выявить всегда действительные причины поведения ребенка. Для этого необходимо прибегнуть к беседе с ребенком. Беседа во многом поможет вскрыть внутренние причины его поведения в каждом конкретном случае. Ценный материал дают беседы с детьми о прочитанных книгах, о скаутских сборах, спортивных соревнованиях, о любимых пьесах, просмотренных кинофильмах и т. п. Наибольшее значение эти беседы имеют, если они проходят в естественной обстановке, в процессе совместного участия с ребенком в выполнении какого-либо дела. Очень важно для выявления характера школьника побеседовать с его друзьями, познакомиться с родителями его товарищей, которые встречаются с ним в иной обстановке.

Нельзя забывать и о таком методе изучения ребенка, как знакомство с его творческими работами, отзывами на книги, сочинениями, которые он выполняет в школе. Невозможно познать душевный мир ребенка без тесного контакта со школой, без бесед с учителями и скаут-вожатыми, без установления единства школы и семьи в изучении и воспитании наших детей.

Родители, понимающие важность серьезного и вдумчивого изучения детей, ведут подробные записи результатов своих наблюдений и бесед для того, чтобы иметь возможность тщательно следить за изменениями в характере ребенка.

Именно в результате систематического ведения таких подробных записей появились интересные и содержательные книги, обобщающие опыт семейного воспитания: К. В. Махова «О воспитании детей в семье», Н. Г. Петрякова «Воспитание сына», И. Р. Ключарева «Из дневника матери» и др.

«Хороший воспитатель, – говорил А. С. Макаренко, – должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах».

Необходимо иметь в виду, что этот дневник не должен превращаться в простую регистрацию поступков и проступков ребенка. Записи в дневнике будут иметь большое педагогическое значение в том случае, когда в описании личности школьника будут вскрываться причины изменения его поведения по сравнению с предыдущей оценкой его личных качеств. Этот материал позволит судить о том, насколько те или иные качества личности ребенка являются устойчивыми, более или менее сформировавшимися.

В таком случае дневник поможет родителям лучше анализировать свой опыт воспитания детей, намечать те или иные меры педагогического воздействия на ребенка и меры сближения со школой для совместного разрешения воспитательных задач.


Предыдущая глава: Изучение детей в семье

Следующая глава: Помощь родительской общественности школе


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта