О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Семейные отношения отца и матери

Одним из пережитков старого быта является неправильное, нездоровое отношение к женщине; есть мужчины, которые способны ударить, оскорбить женщину в присутствии детей, способны бросить жену и детей в погоне за легкими развлечениями. Ненормальная обстановка в таких семьях отрицательно сказывается на характере и нравственных качествах детей. Особенно тяжело влияют на детей семейные раздоры, ссоры, приводящие в некоторых случаях к распаду семьи.

У Алеши С. ушел из семьи отец, которым он так гордился, который часто посещал школу, выступал на родительских собраниях. Алеша не стал в результате ухода отца рассеянным, замкнутым. Напротив, он проявил кипучую энергию, только она была направлена на озорство. Алеша стал хулиганить, обижать товарищей, сквернословить, грубить учителям. Заметно изменилось его отношение к матери. Не в силах ответить на вопрос, «кто виноват», он стал недоверчив ко всем, даже к собственной матери. Одной из причин такого изменения поведения было то, что мать Алеши, когда из семьи ушел отец, проявила большую бестактность в отношении к ушедшему супругу, а вместе с тем и в отношении к сыну.

В присутствии Алеши она стремилась охарактеризовать отца лишь с отрицательной стороны. Обвиняя мужа, она оправдывала себя во всем. Особенно больно становилось Алеше, когда мать плохо говорила об отце соседям. Алеша не мог примириться с несправедливыми упреками в адрес отца, а поэтому все его поведение, его отношение к окружающим, к матери явилось ответной реакцией на поведение самой матери, своеобразным выражением протеста против ее бестактного отношения к отцу.

Даже в том случае, когда один из родителей оставляет семью, оставшийся должен постараться сохранить чистоту отношений ребенка к ушедшему родителю, если последний не является человеком морально-разложившимся.

Реакция детей на распад семьи зависит не только от поведения оставшегося родителя, но также от возраста ребенка. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей дети по-разному относятся к фактам распада семьи.

Одной из характерных особенностей детей дошкольного возраста является повышенная эмоциональность. И семейные раздоры воспринимаются детьми младшего возраста в первую очередь эмоциональной сферой, их большой впечатлительностью. Вместе с тем в силу недостаточного жизненного опыта, в силу слабости развития детского мышления дошкольники, а также и младшие школьники не могут разобраться в причинах семейных раздоров, не могут дать объективную оценку случившемуся. Поэтому у детей этого возраста очень часто развивается повышенная нервозность, у некоторых появляются черты истеричности, которые не скоро могут быть устранены.

Учитывая психические особенности детей дошкольного возраста, а в значительной степени и младшего школьного возраста, родителям следует быть очень внимательными к организации своих взаимоотношений.

В среднем и старшем школьном возрасте дети уже значительно глубже воспринимают раздоры родителей; они в состоянии дать оценку их поведения. Дети этого возраста часто испытывают чувство разлада между любовью к одному из родителем и пониманием его моральной неправоты, его нравственной нечистоплотности. И вот здесь начинается сложная и противоречивая борьба между разумом и чувствами; подросток или юноша углубляется в анализ этих противоречий, мучительно ищет из них выхода. Чаще всего дети находят выход в активной, полезной деятельности, в общественной работе. Они получают поддержку у близкого товарища или подруги, а очень часто – у опытного, чуткого педагога, который поддержит разумным советом, даст поручение, которое отвлечет ученика от тяжелых переживаний.

Люся Б. – ученица VIII класса. Из семьи Люси ушел отец. Девочка очень болезненно это переживала. В школе она как-то сторонилась подруг, на вопросы учительницы отвечала невпопад, была рассеянной, после занятий спешила уйти домой.

Люся любила своего отца, и уход из семьи любимого, близкого человека был для нее неожиданным. Мать Люси, понимая глубину переживаний девочки, объяснила ей, что отец Люси – хороший человек, но никогда не любил мать, что их супружество было ошибкой, а потому им лучше было разойтись. Матери удалось сохранить хорошее отношение дочери и к ушедшему отцу и к ней самой.

Нашла поддержку Люся и у классного руководителя, учителя литературы. Нина Васильевна не высказала осуждения, когда Люся однажды не ответила на ее вопросы во время урока. После занятий она проводила девочку домой, побеседовала о ее жизни, много говорила о работе драмкружка. (Люся очень хорошо декламировала, и это учла Нина Васильевна.) Вскоре на очередном занятии кружка Люся была избрана ответственной за подготовку концерта художественной самодеятельности для подшефного сельхозпредприятия. Люся втянулась в общественную работу, что помогло ей легче пережить семейное горе.


Предыдущая глава: Здоровый быт – важнейшее условие успешного воспитания детей в семье

Следующая глава: Алкоголизм и пьянство родителей


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта