О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Роль эстетического воспитания в жизни общества

Важнейшим средством эстетического воспитания является личное творчество детей в той или иной области искусства. Поэтому родителям необходимо всячески поощрять участие детей в различных видах художественной самодеятельности: хоровых и музыкальных кружках, в кружках скульптуры и живописи, хореографическом, литературном. В этой связи следует отметить, что очень интересным и полезным занятием будет детский домашний театр. Здесь всем найдется дело: маленьким чтецам и музыкантам, певцам и художникам, любителям мастерить и шить. Устройство театра несложно. Повесить одеяло в дверях, ведущих в другую комнату, – и сцена готова. Самое важное – суметь организовать ребят, заинтересовать их тем, что устраивать театр и играть в нем будут они сами. Дети любят пробовать свои силы во всех видах искусства. Им нравится также доверие родителей к их силам и возможностям. В домашнем театре, как и в настоящем, должны быть не только актеры, но и костюмеры, осветители. Обязанности надо менять, но в каждом спектакле любой из детей должен чувствовать ответственность за определенное дело. Вопрос о том, какой спектакль поставить в домашнем театре, помогут решить старшеклассники. По этому вопросу надо посоветоваться также и с учителями.

Для среднего и старшего возраста можно для примера порекомендовать такие произведения: В. Катаев «Белеет парус одинокий» (эпизоды с Гавриком и Петей), «Сын полка» (встреча Вани Солнцева с Воскресенским); И. С. Тургенев «Бежин луг» (V–VII классы; А. П. Чехов «Мальчики», «Ванька Жуков», «Злоумышленник»; Н. В. Гоголь отдельные сцены из «Мертвых душ» 2 (VIII–X классы) и др. Для любителей плясок можно порекомендовать сборник «Русские пляски для детей». Песни можно найти в сборнике «Песня скаутов».

Домашний театр надо сочетать с песнями, с плясками, играми, викторинами, фокусами, танцами, загадками, добиваясь такой игры, чтобы не было искусственности, натянутости и официальности. Естественность, простота, смех должны царствовать на таком домашнем вечере. Идейная направленность спектакля, его содержание должны восприниматься незримо, естественно.

Очень хорошо силами детей издавать в семье какой-либо журнал, оформлять его иллюстрациями, а затем в праздничные дни или в кануны их устраивать чтение такого журнала. Опыт некоторых родителей в издании детских домашних журналов показывает, что они способствуют эстетическому воспитанию, влияют на улучшение культуры поведения детей. Например, такого рода журнал – «Субботник» – издавался в семье Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых. В нем участвовала вся семья – и дети и родители. Читался он по субботам вечером.

Для эстетического воспитания имеет значение также туризм, физкультура и спорт, художественная гимнастика. Они развивают ловкость, способствуют выработке красоты движений, красивой походки и вообще придают красоту и изящество всей фигуре человека (стройность, подтянутость, легкость).

Большое значение в эстетическом воспитании детей в семье, как мы отметили выше, имеет «эстетика быта» (эстетика внешнего архитектурного облика дома, правильная расстановка вещей и мебели в комнате, чистота и порядок, хороший вкус в одежде, красивые и искренние взаимоотношения между членами семьи и т. п.).

Очень важно, чтобы самый быт в семье человека воспитывал у детей эстетическую восприимчивость и хороший вкус. Здесь мы имеем в виду, насколько эстетична вся бытовая обстановка, сами бытовые вещи, как говорится, «искусство в быту». эстетическое воспитание, прежде всего, предполагает стремление человека вносить прекрасное в жизнь, в наши жилища, в нашу работу, во взаимоотношения людей. Настоящее, здоровое искусство должно охватывать всю нашу жизнь, распространяться на сотни тысяч и миллионы вещей, постоянно окружающих нашу жизнь. Надо, чтобы была « и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка... и так до последнего предмета» Она должна приносить пользу человеку, вызывая в нем бодрость, оптимизм и жизнерадостность, создавая новый прилив энергии жить и трудиться на благо народа. Противопоставление так называемого «чистого искусства» практической пользе, «презренной прозе» жизни характерно только для современных западных идеалистических теорий искусства.

Эстетическая сторона жизни в обществе совершенно естественна, она вытекает из природы общества тружеников, поскольку самый труд стал свободным, радостным и творческим. Конечно, у нас много еще недостает, художественный стиль жизни только вырабатывается, идут поиски и нащупываются принципы эстетического в самой жизни, труде и быте. Борьба за эстетичность нашей жизни, за красоту жизненного уклада есть вместе с тем борьба и за удобство, рациональность, практичность и за полное удовлетворение всех житейских потребностей. Красота может проявляться в самых различных сферах жизни. Например, красота может быть и в хорошем поступке, в расцветке и покрое платья и т. п.

Эстетика в быту достигается не только и не столько наличием красивых вещей и предметов, сколько единством тона и стиля, единством художественной композиции, единством ансамбля. Искусство в быту вызывает полноту ощущения радости жизни, которая способствует здоровью людей. Таким образом, прекрасное способствует увеличению продолжительности жизни человека.


Предыдущая глава: Проявление музыкальных способностей

Следующая глава: Воспитание хорошего вкуса


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта