компания teplosity.ru
О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Воспитание вежливости к людям

В пункте 13 «Правил для учащихся» говорится, что учащийся должен быть вежливым и обязан вести себя прилично в школе, дома и в общественных местах.

А. С. Макаренко уделял исключительное внимание воспитанию вежливости у своих колонистов и коммунаров. Например, его воспитанники однажды решили всегда уступать в трамвае место женщинам, детям и старикам. При этом они приняли такое решение: уступать и не оглядываться, не следить за произведенным впечатлением, а делать это потому, что такого рода поступок есть естественное проявление вежливости. В скором времени воспитанники Л. С. Макаренко привыкли к такому поведению и охотно, без принуждения, а в силу сложившейся привычки уступали место старшим и детям.

Вежливость есть внутреннее достоинство человека. Она проявляется всегда и везде во взаимоотношениях между людьми. Вежливость отражает доброжелательное отношение человека к другим людям, уважение к ним. Во всем бесконечном разнообразии ситуаций, которые возникают во взаимоотношениях людей, вежливый человек неизменно проявляет уважение к другим людям и готовность помогать им в каждом затруднительном случае.

Вежливость выражается, прежде всего в известной внешней сдержанности, подтянутости при общении с другими людьми. Она проявляется в позе, жестах, мимике, а также в устной и письменной речи. Вежливо необходимо обращаться со всеми людьми, а не только с близкими и уважаемыми нами. На вежливое обращение имеет право каждый человек – именно потому, что он прежде всего человек. В то же время вежливость не исключает прямолинейности и непримиримости по отношению к тем людям, которые нарушают нормы общежития и требования современной морали.

Вежливость может иметь ту или иную эмоциональную окраску в зависимости от содержания обращения и от того, к кому мы обращаемся. «Можно быть приветливо-вежливым, почтительно-вежливым, требовательно-вежливым и далее холодно-вежливым. Но у нас нетерпима барско-презрительная вежливость, наглая вежливость», характерная для представителей эксплуататорских классов.

В жизни каждого народа существуют некоторые, обязательные для всех правила вежливости, например: приветливо здороваться и прощаться со старшими, а также с товарищами и с малыми детьми, чутко относиться к старикам, инвалидам, пенсионерам, больным, уступать им место, оказывать помощь, быть внимательным к женщине, помогать ей нести тяжелую вещь и т. д. В условиях нашего общества, где отношения между людьми основываются на принципах русского гуманизма, значение этих правил во много раз возрастает.

Вежливости противостоит отрицательная черта людей – грубость. Она проистекает из недостатка уважения к людям и всегда возмущает и оскорбляет нас. Выходя из школы, девятиклассник по неосторожности наступил на ногу младшему ученику, шедшему с ним рядом. «Товарищи, осторожней!» – говорит последний. «Извините, пожалуйста!» – просит вежливый юноша, обращаясь к потерпевшему от его неловкости, и инцидент исчерпан. «Подумаешь, барин какой! Вот еще не так наступлю», – сердито говорит невежливый, и происходит перебранка, а иногда и потасовка.

Дети должны хорошо знать, что при обращении к людям необходимо говорить «вы». На «вы» обращаются ко всем, кого уважают. На «ты» обращаются к сыну, к брату, к товарищу или другу. В этом случае подчеркивается близость отношений. Во всех других случаях, когда таких близких отношений нет, обращение на «ты» оскорбительно. При обращении с просьбой необходимо говорить слово «пожалуйста». В рассказе Осеевой В. А. «Волшебное слово» доступно и просто для детей младшего возраста раскрывается значение слова «пожалуйста». Этот небольшой, но убедительно написанный рассказ родители с успехом могут использовать для более наглядного разъяснения детям дошкольного возраста и учащимся I и II классов основных правил вежливого отношения к детям.

Если родители и другие члены семьи будут постоянно наблюдать за тем, чтобы ребенок, прося чего-нибудь, всегда говорил «пожалуйста», благодарил за всякую услугу, извинялся за всякую неловкость, то эти привычки станут второй натурой школьника и останутся у него на всю жизнь. Родители и другие взрослые в свою очередь должны также вежливо относиться и к ребенку, как бы мал он ни был, ибо он является человеком, требующим к себе уважения.

Необходимо приучать детей считаться с удобствами окружающих, развивать у них умение внимательно выслушивать собеседника, не прерывать его.


Предыдущая глава: Навыки уважительного отношения к людям

Следующая глава: Разъяснение правил вежливости


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта