О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Коллектив детей помогает в воспитании

Что должны сделать родители, чтобы их дети выросли волевыми, настойчивыми людьми, умеющими самостоятельно преодолевать трудности? Очень многое.

Главным средством воспитания воли у детей в семье является их собственная деятельность, личный опыт, упражнение, активность самого ребенка.

В воспитании привычки проявлять настойчивость, выдержанность, трудолюбие, самообладание и другие качества главную роль играет тренировка, упражнение детей в поступках, связанных с проявлением волевых черт характера. Задача родителей и состоит в том, чтобы ставить детей в такие условия, в которых они могли бы проявить настойчивость, решительность, самообладание, мужество, умение самостоятельно преодолевать трудности.

А. С. Макаренко, предостерегая родителей от ошибок в области воспитания волевых черт характера, писал:

«Нельзя воспитать мужество, если обложить ребенка ватой, закрыть форточки и рассказывать ему о папанинцах».

Было правильно понято и оценено значение практических упражнений, развития и укрепления привычек еще выдающимися представителями классической педагогики далекого прошлого.

Джон Локк в уже упомянутом трактате «Мысли о воспитании», выдвигая тезис: «Укрепление привычек вместо правил», обосновывал этот тезис следующими, не утратившими и сейчас свою правильность соображениями:

«Детей нельзя обучать посредством правил, которые всегда ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укореняйте в них это посредством практики всякий раз, как представится случай и, если возможно, сами создайте случай. Это породит у них привычки, которые, раз установившись, действуют сами собой, легко и естественно, без помощи со стороны памяти».

Коллектив – важнейшее средство воспитания волевых черт характера у детей.

Воля человека направлена на осуществление прежде всего общественных, а не личных целей. Совместная деятельность людей в новых условиях жизни, свободных от эксплуатации человека человеком, порождает новые черты характера. Одной из основных среди них является коллективизм.

Именно в коллективе под влиянием критики и самокритики, здорового общественного мнения воспитывается в процессе общественно полезного труда воля человека: умение и готовность подчинить свои личные интересы общественным, способность во что бы то пи стало осуществить намеченную цель.

В коллективе человек находит поддержку, получает необходимый совет, а если потребуется, то и помощь делом.

Получая объективную оценку со стороны коллектива, человек более уверенно чувствует себя, осознает свое место в жизни.

Если человек осознает себя как член коллектива, если он чувствует ответственность перед коллективом, он найдет энергию, волю для выполнения порученного дела.

Коллектив оказывает исключительное воздействие на поведение ребенка.

Даже в том случае, когда в семье имеют место недостатки в воспитании детей, коллектив в значительной мере может способствовать их преодолению.

Мы знали девочку Люсю Г., ученицу VI класса. Люся пришла в класс из другой школы. Будучи способной, живой, веселой девочкой, она не умела заставить себя заниматься, систематически и аккуратно выполнять домашние задания, проявлять дисциплинированность, к поручениям относилась халатно, и в семье, где воспитывалась Люся, мало уделяли внимания воспитанию ценных качеств, недостаточно контролировали ее учебную работу.

Класс, куда пришла Люся, представлял в основном дружный, сплоченный коллектив. Пионеры отряда класса нетерпимо относились к недостаткам отдельных учащихся, к их нерадивости и недисциплинированности.

Люся часто получала замечания, но слабо на них реагировала: продолжала списывать домашние задания, пользовалась шпаргалками, читала книги во время занятий и т. д.

Мероприятия коллектива в отношении Люси оказались действенными.

Так, например, после того как девочку уличили в списывании; в классной газете была помещена заметка «Списывание продолжается». В ней резко осуждалось халатное отношение Люси к учению, пользование шпаргалками. Заметка заканчивалась словами: «Когда же у Люси хватит мужества признаться в своих поступках и перестать списывать?»

Возмущался коллектив поведением ученицы, школьники настаивали на том, чтобы вынести ей строгий выговор. На Люсю это подействовало положительно. Она прилагала усилия, чтобы исправиться, но не сразу ей удалось это. Были срывы в поведении.

Однажды, когда в школе должна была быть контрольная по истории, Люся притворилась больной и не пришла на занятия. После уроков скауты звена отправились на квартиру к Люсе с целью выяснения причины отсутствия девочки. Предположение ребят оправдалось – Люся симулировала.

Скауты прямо на квартире провели сбор. Это оказало сильное воздействие на Люсю.

Она дала слово повысить успеваемость и улучшить поведение. Имели место и другие воздействия коллектива на девочку.

Родители Люси положительно относились к мероприятиям школы в отношении поведения дочери, что также способствовало преодолению ее недостатков.

Постепенно поведение Люси улучшилось. К концу учебного года заметно повысилась ее успеваемость, она стала более дисциплинированной, активно включилась в жизнь отряда.

Как мы видим, детский коллектив помог найти ученице правильную линию поведения, способствовал воспитанию у Люси важных волевых черт характера: дисциплинированности, умения самостоятельно преодолевать трудности в ученье, подчинять свое поведение требованиям коллектива.


Предыдущая глава: Воспитание целеустремленности

Следующая глава: Стремление к самостоятельности


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта