О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Чувство меры в любви и строгости

Нарушение педагогического такта, забвение чувства меры и в любви и в строгости приводит к серьезным осложнениям во взаимоотношениях между родителями и детьми, сводит на нет все усилия воспитателей, все их честные стремления и радостные надежды вырастить хороших, настоящих людей.

В некоторых семьях из-за недопустимо формального понимания принципа «все для детей» допускаются грубейшие и порой непоправимые ошибки в воспитании. В жертву неумеренным и неоправданным капризам детей, избалованных до предела лаской и постоянным вниманием родителей, нередко приносится и ценность материнской жизни и отдых отца-труженика.

Любовь к детям – одно из красивейших и благородных человеческих чувств, которое озаряет светом радости и счастья жизнь семьи, воодушевляет родителей в их труде, помогает легче переживать печали и горести. Согретые любовью и лаской родителей, дети растут приветливыми, отзывчивыми, в них развивается уверенность в своих силах, бодрость и жизнерадостность, в них повышается чувство собственного достоинства.

Однако такое сильное и светлое чувство, как родительская любовь, именно в интересах счастья семьи и будущего детей необходимо разумно дозировать.

Нет ничего более опасного и страшного для дела семейного воспитания, как растить детей за счет материнского или отцовского счастья.

В новелле о библиотекарше Вере Игнатьевне («Книга для родителей»), отказывавшей себе в самом необходимом ради удовлетворения эгоистических прихотей дочери Тамары, Макаренко осудил «слепую», т. е. неразумную материнскую любовь, порождающую людей, не нужных нашему обществу – холодных и расчетливых эгоистов, себялюбцев и тунеядцев.

Родительская любовь должна быть взыскательной и требовательной, без слезливой сентиментальности и христианского всепрощения.

Прежде всего, у детей надо воспитывать стремление приносить счастье родителям, – это вместе с тем будет способствовать развитию у них подлинной гуманности, заботливости и чуткости по отношению и к другим людям. Чем больше дети будут думать о родительском счастье! чем чаще у них будет появляться желание удовлетворить потребности и запросы родителей за счет своих собственных желаний и удовольствий, тем прочнее будут укореняться в них благородные черты человечности.

В своей небольшой, но во многом интересной и поучительной книжке «Из дневника матери» И. Р. Ключарева рассказывает о том, как воспитывала она в своих детях заботливое и внимательное отношение к матери, стремясь при этом всегда проявлять чувство педагогического такта. Она правильно считает, что мать, отдавая детям все, не должна этого показывать им. Не нужно подчеркнуто поступаться всем в угоду интересам детей, иначе незаметно, но верно мы сами развиваем детский эгоизм, черствость, и дети потом не поймут наших огорчений по этому поводу. «Работала я всегда много, – рассказывает И. Р. Ключарева. – Иногда приходилось уходить, когда дети еще спали. Готовила завтрак и подписывала: «Это – Андрюше», «Это – Иринке», не потому, что они не поделят сами, а так, для порядка; приготовлено все аккуратно, накрыто салфеткой. И дети сознаются:

– Когда так прибран стол, нельзя оставить и нам беспорядок.

Если было что-либо сладкое – ягоды, компот, я иногда писала: «Разделите па три части». Может быть, потом я им же и отдам это сладкое, но я считала: так нужно делать для того, чтобы они привыкли заботиться и о других, чтобы иногда они и сами подумали оставить мне, а не считали бы правилом, когда мать отдает им все».

Такая постановка воспитания привела в семье И. Р. Ключаревой к положительным результатам. Любовно и заботливо относясь к своим детям, но никогда не подчеркивая этого, И. Р. Ключарева чувствовала ответное детское внимание по отношению к себе.

Характерен в этом отношении следующий пример.

У И. Р. Ключаревой были туфли, которые требовали ремонта, но она никак не успевала отнести их к мастеру. Собираясь куда-то идти, она пожалела вслух, что ее туфли не в порядке. Иринка встрепенулась, быстро вынула из обувного ящика починенные, начищенные до блеска туфли и поднесла их матери. Оказывается, что Андрей снес их сапожнику-соседу, а за починку обуви они вместе с товарищами распилили и раскололи ему дрова.

С чувством привязанности ребенка к матери, к семье, с умением уважать и чутко относиться к родным приходит к детям потребность быть чуткими и внимательными ко всем людям. Становится необходимостью та взаимопомощь, которая создает у человека уверенность в том, что он никогда не останется один, что в минуты, грозящие ему опасностью, в минуты трудности рядом с ним появятся друзья и обязательно помогут.

Это хорошо выразил поэт Михаил Светлов:

И когда единственного друга Я просил у родины своей, Шел ко мне сквозь ветер и сквозь вьюгу Миллион единственных друзей.

Надо, чтобы в наших семьях росли дети, которые бы не только умели проявлять заботу и чуткость по отношению к своим близким, но всегда с готовностью приходили бы в трудные минуты на помощь другим людям, как это делают наши замечательные тимуровцы.

Не менее важно уметь соблюдать чувство меры и в строгости. Выше мы уже приводили примеры, показывающие, какие серьезные осложнения возникают в тех случаях, когда родители забывают о мере строгости в своих отношениях с детьми, нарушают соответствие между своей строгостью и теми изменениями, которые происходят в характере и потребностях детей с возрастом. Конфликт между Игорем В. и его матерью – печальный результат не только ее невнимательности к сыну, игнорирования происшедших в нем изменений, свойственных юноше, но и неумеренности в родительской строгости.

Некоторые родители, признавая необходимость соблюдать чувство меры в любви к детям, считают вместе с тем, что не может быть ничего вредного для дела воспитания, если иногда нарушается мера строгости. Однако нет сомнения в том, что всякое проявление неумеренности в отношениях родителей с детьми представляет собой „нарушение чувства педагогического такта, которое никогда не может привести к положительным результатам. Это убедительно подтверждается практикой семейного воспитания.


Предыдущая глава: Учет особенностей характера и черт личности ребенка

Следующая глава: Требовательность к детям


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта