О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Формирование волевых черт характера

Характер в целом и волевые черты характера не являются чем-то готовым, данным человеку от рождения. Нет людей от рождения с твердым или слабым характером. Волевые черты характера, как и характер в целом, воспитываются, формируются в процессе жизни и деятельности человека, в ходе его воспитания и обучения, под влиянием тех воздействий, которым постоянно подвергается человек в семье, в школе, в общественной и трудовой обстановке.

Вместе с тем следует иметь в виду, что характер человека определенным образом зависит от типа высшей нервной деятельности. Эта зависимость обнаруживается главным образом в динамической стороне характера, богатстве или бедности движений человека, быстроте или медлительности его, энергичности или вялости.

Известно, что один человек легко и быстро устанавливает контакт с новыми обстоятельствами, людьми, а другой – теряется, чувствует стесненность и скованность. Один уравновешен, проявляет выдержанность, спокоен, другой очень подвижной, беспокойный.

Вместе с тем надо иметь в виду, что тип высшей нервной деятельности не остается неизменным, он поддается улучшению, совершенствованию под влиянием воспитания. Большое влияние на совершенствование типа нервной системы оказывают новые черты характера, возникающие в процессе воспитания.

Нередки случаи, когда человек, в детстве вспыльчивый, неуравновешенный, в последующие годы становится дисциплинированным, выдержанным. В таких случаях происходит как бы подчинение темперамента характеру человека, наблюдается совершенствование типа высшей нервной деятельности.

Каждый родитель, сознавая свою ответственность перед обществом за воспитание детей, заинтересован в том, чтобы его дети имели твердый, волевой характер. Воспитать такой характер можно в том случае, если учитывать закономерности развития характера, условия его воспитания. В настоящей главе мы осветим наиболее важные, на наш взгляд, условия воспитания волевых черт характера, которые не раскрыты в других главах книги.

Прежде всего родителям нужно помнить, что воспитание характера начинается с раннего возраста, с первых лет жизни ребенка.

С первых лет жизни закладываются основы волевых черт характера, умения, а затем привычки самостоятельно преодолевать трудности, делать то, что требуется в интересах коллектива, общества.

Вите всего два года и два месяца. Мать Вити, Любовь Ивановна, уже в этом возрасте воспитывает у него волю. Время обеда. Витя садится за стол вместе с другими членами семьи (он уже самостоятельно кушает). Мать подает Вите суп. Но что случилось? Витя отказывается от супа и настойчиво просит дать ему виноград. Дело доходит до слез. Мать непреклонна в своем требовании: сначала скушай суп, котлетку, а потом получишь виноград. Витя со слезами покидает столовую. Уход Вити намеренно остается незамеченным членами семьи. Через несколько минут плач прекратился, Витя возвратился в столовую, занял свое место и молча начал есть...

Есть ли в этом факте упражнение воли? Да, есть. Для слабой детской воли это было своеобразным испытанием. Вите нелегко было выполнить разумное требование матери, но благодаря последовательности и настойчивости этого требования Витя сумел заставить себя подождать, преодолеть нежелание кушать суп. В этом примере, на первый взгляд незначительном, налицо тренировка воли, конечно, в масштабе, соответствующем возможностям раннего детского возраста. Как обеспечить правильное воспитание волевых черт характера в семье?


Предыдущая глава: Общее понятие о характере и его особенностях

Следующая глава: Воспитание целеустремленности


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта