О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Преодоление некультурных привычек у детей

В практике воспитания приходится не только формировать навыки и привычки культурного поведения детей, но и преодолевать у них образовавшиеся некультурные привычки: грубость, сквернословие, неряшливость, неаккуратность, зазнайство и кичливость, разрыв между внешними манерами и внутренним содержанием личности и др.

Многие из некультурных привычек возникают потому, что никто в свое время не научил детей культурным навыкам и привычкам. Например, не научили ребенка правильно кушать за столом, когда он впервые стал есть самостоятельно, – вот и возникла у него дурная привычка хватать пищу руками, чавкать, есть жадно и неаккуратно, не научили вежливости – возникла грубость, не научили правильной осанке и походке – вот и возникла некрасивая походка: болтание головой, качание тела по сторонам, привычка горбиться. Таким образом, многие некультурные привычки возникают из-за того, родители упускают нужный момент для воспитания культурной привычки. Кроме того, источником привычек некультурного поведения является лень, праздность, безделье. Недаром говорит народная мудрость, что «лень – мать всех пороков». Отсюда педагогический вывод для родителей: не допускать праздного препровождения времени детьми, бороться с их ленью.

Исправлять некультурные привычки и заменять их привычками культурного поведения значительно труднее, нежели формировать хорошие новые привычки на свежей, т. е. ничем не занятой почве. Родителям приходится в таких случаях постоянно делать замечания детям, направленные на «переделку» некультурных привычек: «Ты опять сгорбился!», «Ты опять нагрубил!», «Ты опять не приготовил свою школьную сумку с вечера!», «Опять не почистил ботинки! Немедленно почисти их!», «Не грызи ногти!» и т. д. Все это превращает жизнь в семье в настоящий ад. Не делать таких замечаний как будто нельзя. Надо некультурные привычки искоренить. Однако наука и практика показывают, что на искоренение некультурных привычек у детей требуется значительное время, в течение которого родителям необходимо терпеливо и настойчиво оказывать помощь детям.

К. Д. Ушинский писал:

«Слишком, крутое искоренение привычек, предпринимаемое иногда воспитателем, не понимающим органической природы привычки, которая и развивается и засыхает понемногу, может возбудить в воспитаннике ненависть к воспитателю, который так насилует его природу, развить в воспитаннике скрытность, хитрость, ложь и самую привычку обратить в страсть». Таким образом, , при искоренении плохой привычки надо действовать исподволь, рассчитывая на ее постепенное затухание. При этом необходимо разбираться, отчего эта привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий.

Возникновение привычки употреблять в речи грубые слова и выражения у подростка часто связано с желанием походить на взрослого, т. е. основана на ложном понимании признаков «взрослости». Стоит, однако, появиться среди таких детей настоящему взрослому мужчине, который сам вежлив и выражает презрение ко всякой грубости, в том числе и к грубому слову, как взгляды подростков под его влиянием будут изменяться и они будут стыдиться своей грубости.

Некоторые родители и даже учителя при искоренении плохой привычки прибегают к такому приему. Объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово «так больше не делать». А затем, в случае повторения некультурного поступка, упрекают ребенка за обман, за нарушение данного обещания. Этот метод порочный, он не дает нужных результатов. Нельзя перекладывать тяжесть задачи преодоления плохой привычки целиком на неокрепшую, еще слабую волю ребенка. Вспомним по этому случаю вполне правильное указание К. Д. Ушинского:

«Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергического усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться... Но в том-то и беда, что привычка, установляясь понемногу и в течение времени, искореняется точно так же понемногу и после продолжительной борьбы с ней. Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять настороже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею воспользоваться».

От ребенка дошкольного возраста, которому предоставлено самому изжить вредную привычку, требуется необычный, не соответствующий его возрасту, сознательный контроль за своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Чуть забыл – привычка снова «прорывается». Задача родителей при искоренении некультурных привычек у детей в том и состоит, чтобы взять на свои плечи этот неусыпный контроль за поведением ребенка и не допускать проявления плохой привычки. Необходимо помнить, что многие привычки трудно искоренить у себя даже взрослому человеку.


Предыдущая глава: Воспитание у детей правил приличия и хороших манер

Следующая глава: Внедрение культурной привычки


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта