О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Процесс самовоспитания подростка

Другая ошибка родителей выражается в том, что они переоценивают силы подростка, воспитывают у него самомнение и излишнюю самоуверенность.

Николай К., ученик VII класса, один из самых неуспевающих учеников в классе. У него постоянные «двойки» по письменным работам: по русскому языку, алгебре, геометрии, плохие оценки по немецкому языку и часто по физике и химии. Домашние задания он выполняет очень плохо. Когда мы как-то зашли к нему домой, он «бездельничал», хотя было 7 часов вечера, и уроки не были еще приготовлены. При разговоре с родителями выяснилось, что занимается он очень мало, не больше часа в день, да и то поминутно отвлекается. Родители считают его очень способным, но ленивым. Эту мысль они внушили и сыну. Такая позиция родителей очень вредна, так как ребенок гордится этим мнением о себе и сам считает себя очень умным. Он считает нужным поддерживать о себе такое мнение и ничего не делать.

Подростки проявляют расхлябанность, нарушают дисциплину обычно в тех случаях, когда они не чувствуют проявления силы воли, твердости характера со стороны своих родителей.

Родителям очень важно помнить, что многопредметность преподавания, наличие большого количества учителей изменяет также и отношение ученика к взрослым вообще. Подросток имеет возможность сравнивать отношение отдельных учителей к работе, к учащимся, он уже начинает почему-либо, симпатизировать одному учителю, без должного интереса и уважения относиться к другому. В процессе этих сравнений, возникающих симпатий и антипатий у подростка формируются взгляды и суждения о поступках, характерах и поведении взрослых людей. Именно от родителей во многом зависит, насколько правильным будет отношение подростка к учителю. Родители должны объяснить школьнику особенности и трудности работы учителя и необходимость глубокого уважения к его благородному труду. Все это должно быть сделано тактично, поскольку подросток чувствует себя уже взрослым и не всегда хочет признавать авторитет старших.

Очень важно еще отметить, что впервые ребенок задумывается и над тем, каков он сам: хороший или плохой. Подросток постепенно начинает ощущать себя как личность, у него впервые появляется самосознание, самооценка своего поведения в связи с тем, что он вступает в разнообразные взаимоотношения с различными людьми. За период обучения в I–IV классах школьник привык к той характеристике, которую ему давала его учительница. Теперь же много учителей и каждый оценивает ученика на основе своих наблюдений за ним и во многом определяет свое отношение к нему на основании его знаний по данному предмету. На одном уроке его спросил учитель и сказал «молодец», а на другом уроке учитель заявляет: «Я тебе ставлю «двойку». Почему не выучил урок?»

Развитие самосознания, самооценки своего поведения повышает стремление подростка к самостоятельности, он испытывает потребность иметь свои собственные взгляды и суждения. Все это побуждает подростка резко протестовать против открытых форм опеки и контроля старших, критически относиться к их требованиям, отстаивать свое право на самостоятельность. Необходимо умело направлять это стремление ребенка к самостоятельности, учитывать, что у подростка происходит рост сознательности в отношении к собственным поступкам – подросток ищет пути самовоспитания: 1) он проверяет свои силы (могу ли я совершить мужественный поступок), 2) он проявляет заботу о своей личной жизни (самодисциплина), заставляя себя выполнить не желаемое действие, 3) он стремится подражать избранным образцам.

Однако этот процесс самовоспитания в подростковом возрасте крайне труден и противоречив.

Его стремление к самоорганизации сопровождается часто бурной борьбой мотивов, где верх берут мотивы отрицательного порядка. Например, ученик идет в кино, вместо того чтобы готовить уроки. Его стремления подражать «идеалу» проявляются во внешних, иногда неудачных формах поведения: ходить особым образом, говорить, подражая своему «идеалу», и т. д.

Элементы самовоспитания (упражнение воли, мужества) часто выражаются в простом позёрстве (чтобы закалить волю, мальчики прибегают к средствам, наносящим вред здоровью, – режут руку бритвой, дают кровью клятву), чтобы быть мужественным, подростки сознательно ставят себя в опасные положения (Володя Дубинин, например, бросился с кручи в глубокое место, не умея плавать), лихачество у подростков порой принимается за храбрость.


Предыдущая глава: Правильное восприятие поступков окружающих

Следующая глава: Участие в общественно полезной деятельности


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта