|
Воспитание чувства прекрасногоЭстетика считает прекрасным жизнь в ее революционном развитии, в ее движении к прогрессу, в борьбе нового, передового со старым, отживающим. Искусство всегда играло существенную роль в общественной жизни. Лучшие произведения классической русской литературы (Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Толстого, Некрасова, Горького и других), живописи (Репина, Сурикова, Перова, Васнецова и других), музыки (Глинки, Чайковского и других) всегда отражали общественную жизнь и были эффективным оружием в обществе. Эстетические переживания относятся к сложным чувствам. В них имеется элемент наслаждения, но они проявляются в соединении и с другими чувствами: грустью, радостью, чувством симпатии, возмущения, гневом, с приливом бодрости, жизнерадостности, активности. Эстетические переживании связаны также с размышлением, с раздумьем по поводу воспринимаемого предмета или явления, с воспоминаниями и прочим, т. о. они связаны с познавательными процессами, с моральными убеждениями человека. Естественно, будучи связаны со многими сторонами человеческой психики, эстетические эмоции оказывают большое влияние на личность человека в целом, на его нравственный облик, на культуру поведения. Эстетические переживания, получаемые при восприятии прекрасного, красоты в природе, в явлениях общественной жизни или при восприятии произведений искусства, облагораживают человека, смягчают грубость, побуждают человека к красивым, высоким мыслям и таким же высоким и прекрасным поступкам. Таким образом, основой эстетического воспитания является его идейная направленность, его непосредственная связь с формированием диалектико-материалистического научного мировоззрения, современной морали, воли и характера подрастающего человека, его поведения. Эстетическое воспитание призвано сыграть серьезную роль в идейно-политическом развитии школьников. Эта роль эстетического воспитания определяется боевым характером искусства, высокой идейностью лучших художественных творений, в первую очередь творений нашего искусства. Яркие и сильные образы искусства оказывают непосредственное воздействие на моральные понятия и нравственные чувства школьников. Значение эстетического воспитания для формирования морального облика ребенка со всей силой подчеркивал в свое время еще В. Г. Белинский, когда, обращаясь к воспитателям и родителям, писал: «В детях, с самых ранних лет, должно развивать чувство изящного, как один из первейших элементов человечности». Необходимо различать понятия «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание». Это не однозначные понятия. Эстетическое воспитание является понятием более широким, обобщающим. Оно включает в себя воспитание чувства прекрасного и стремления создать прекрасное не только средствами искусства, но также и всем тем, что дает и может дать в этом отношении сама действительность – природа и общество. Художественное воспитание – это только часть эстетического воспитания. Здесь воспитание чувства прекрасного достигается средствами искусства. Основные задачи эстетического воспитания: а) средствами искусства влиять на мировоззрение, моральный облик, характер и поведение детей; б) воспитывать способности понимания красоты в природе, в обществе и в искусстве; в) развивать эстетические восприятия и постепенно вырабатывать систему эстетических представлений, вкусов, взглядов и норм эстетических оценок главным образом на основе знания произведений искусства (художественное теоретическое образование; г) развивать у детей творческие способности и обеспечивать усвоение ими знаний, умений и навыков в области отдельных искусств.
Предыдущая глава:
Что такое эстетическое воспитание?
Следующая глава:
Эстетическое воспитание детей в семье |
На главную страницу сайта |
|