Посетите этот онлайн-каталог документов воспитателя, там выбрать и купить различные дипломы.
О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Изучение детей в семье

Умение опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей зависит всецело от того, насколько хорошо мы знаем и понимаем душевный мир своего ребенка. Слабое знание особенностей детей приводит к тому, что порой родители становятся в тупик, когда узнают об отставании своих детей по тем или иным предметам или об их плохом поведении в школе.

Следует признать, что некоторые родители еще слабо знают своих детей, не изучают особенности их физического развития и внутреннего мира, интересы и склонности, очень часто не осведомлены о том, как дети проводят свободное время вне школы, на улице, где бывают, с кем дружат, во что играют, как готовят домашние задания, что читают.

Многие вопросы воспитания детей в семье легко могли бы быть разрешимы самими родителями, если бы они лучше знали психологию своего ребенка, его индивидуальные качества и особенности. Для того чтобы успешно бороться с теми или иными недостатками в поведении и характере ребенка, надо хорошо его изучить, найти причину, породившую эти недостатки.

В процессе изучения мы воспитываем детей. Изучение проводится не ради изучения, а ради совершенствования поведения и качеств личности ребенка, более правильного использования его индивидуальных способностей и склонностей.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью».

Конечно, взрослому человеку порой очень трудно проникнуть в душевный мир ребенка. Взрослому понятны вопросы долга, он сравнительно легко подчиняет себя выполнению определенных обязанностей. Ребенку дошкольного и младшего школьного возраста в этих вопросах многое неясно. Да и действует он часто не под влиянием сознания, а под воздействием чувства. Сознание напоминает о себе лишь тогда, когда чувство уже разрядилось. Ребенка младшего школьного возраста и подростка могут легко увлечь игры, гулянье, а потом ему будет самому неприятно от сознания, что урок остался невыученные; Чтобы понять ребенка, его взгляды и переживания, необходимо изучать конкретные данные о его поведении и поступках.

Изучать детей надо прежде всего в процессе их деятельности, обращая также внимание на мотивы деятельности и на ее результаты. При этом большое значение имеет, конечно, изучение самого процесса деятельности, т. е. изучение того, как ребенок учится, к а к он играет, как он координирует свои действия с действиями товарищей и т. д. Изучение сознания и чувств детей через их деятельность не должно вести к отождествлению внешних и внутренних проявлений ребенка. Необходимо иметь в виду, что один и тот же поступок один ребенок, например, может совершать для того чтобы помочь кому-нибудь, а другой – чтобы перед кем-нибудь выслужиться. Одна и та же черта характера, застенчивость например, может в одном случае проявиться в смущении, растерянности, в другом – в излишней шумливости и показной развязности поведения, которой прикрывается то же смущение.

Важнейшим условием успешного изучения родителями своего ребенка является также умение выявить типичное в его поведении, умение определять случайные поступки, не характерные в целом для него, и вместе с тем выделить ведущие особенности, положительные и отрицательные качества, в первую очередь, конечно, положительные.

К изучению ребенка очень важно подходить с верой в его силы и возможности, не бояться встречающихся трудностей, потому что затраченные на их преодоление усилия окупятся своими положительными результатами. Изучение каждого школьника в отдельности, знание его возрастных и индивидуальных особенностей – залог успеха в деле формирования личности, воспитания его характера.

Как происходит изучение ребенка?


Предыдущая глава: Положительные и отрицательные стороны темперамента

Следующая глава: Дневник наблюдения за детьми


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта