О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Развитие школьника старших классов

Старший школьный возраст имеет примерные границы от 14 до 17 лет, иначе мы называем его юношеским возрастом.

У старшеклассников заканчивается окостенение большей части скелета, особенно суставных концов длинных костей. Надо помнить, однако, что полное окостенение ряда костей (крестец, бедро, грудина, ключица) заканчивается только к 25–26 годам. Рост тела в длину к 17 годам замедляется и сменяется увеличением поперечных размеров тела (ширина плеч, таза, окружность груди). Наблюдается быстрый рост и развитие мышц, вес которых доходит у юношей до 44% общего веса тела. Отсюда очень быстрое развитие физической силы. Укрепление и совершенствование функций сердечно-сосудистой и двигательной систем способствует развитию физической выносливости и повышению общей работоспособности организма, что позволяет предъявлять более высокие требования к нагрузке учащихся-юношей.

Школьники старших классов уже окончательно порвали с детством и подошли в своем развитии очень близко к взрослым. В этом возрасте заканчивается процесс полового созревания у большинства юношей и девушек, достигают значительного развития психик кие способности (память, внимание, воображение, чувства, логическое мышление, способность к обобщению, к анализу емких поступков и поведения). Ученики становятся более спокойными, уравновешенными, отмечается повышение сознательной дисциплины.

В этот период в значительной степени завершается развитие речи. В юношеские годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре речи, как речь письменная, так и устная становится все более совершенной, богатой, многогранной, все более литературной. Уже имевшиеся в распоряжении подростка слова приобретают более обобщенное, отвлеченное значение. Растет восприимчивость к выразительности и образности, к литературному оформлению сказанного и написанного.

В тесной связи с развитием культуры речи формируется теоретическое мышление. Поэтому типичной для старших школьников становится потребность в обосновании своих мыслей, равно как и требование доказательности высказываемых положений, предъявляемое к другим лицам. Однако, увлекаясь широкими обобщениями, старшие школьники сами иногда бывают склонны к преждевременным, недостаточно обоснованным выводам.

Юноши жадно следят за всеми открытиями и изобретениями в области техники и естествознания, много спорят и читают у них чрезвычайно усиливается интерес к действительности и к возможностям ее преобразования.

Два основных вопроса определяют развитие старшего школьника: каким быть? Кем быть?

Глубоко интересуют нашу молодежь вопросы морали, соотношения личного и общественного, счастья и долга. Человек, его моральный облик и его деятельность в обществе занимают существенное место в формировании юношеского мировоззрения. Это неразрывно связано с потребностями в самоопределении, с ростом личной ответственности, с общим развитием сознания.

Сознательное усвоение учебного материала, который не только значительно расширяется по объему (вводятся новые предметы), но и дает основу для понимания законов развития окружающего мира, обеспечивает постепенное формирование современного мировоззрения молодых людей. Знания в большей мере, чем у ребенка и, подростка, переходят в убеждения, и это становится базой для сознательной работы самого школьника над своим мировоззрением и характером.

Эта сознательная работа юноши и девушки по овладению знаниями, сознательная линия самовоспитания старшего школьника уже связана с умением отдавать себе отчет в своих недостатках, со стремлением преодолеть их. Некоторые родители, к сожалению, не всегда понимают значение самооценки и самовоспитания старшего школьника в формировании его личности. Излишняя опека над учеником, убеждение, что при всяком затруднении надо немедленно спешить с предложением помощи, приводят к ослаблению чувства ответственности у ученика, к подавлению его личной активности.

В старшем школьном возрасте перестраивается также отношение учащихся к учебному труду.

Познавательные интересы подростка характеризуются разбросанностью, неустойчивостью. Он очень часто занимается то одним, то другим, быстро бросает начатое дело, интересующим его предметом занимается в ущерб другим.


Предыдущая глава: Новые интересы подростка

Следующая глава: Участие школьника в активном производственном труде


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта