О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Предупреждение недисциплинированности и неорганизованности у детей

Большое значение имеет также воспитательная работа, проводимая родителями по предупреждению недисциплинированности у ребенка. В этой связи необходимо подчеркнуть важность соблюдать чувство меры в организации детских развлечений.

Крупный русский ученый-анатом, известный общественный деятель и педагог П. Ф. Лесгафт (1837–1909) выступал против излишества в удовольствиях и развлечениях детей в семейном воспитании, против применения так называемых «искусственных прибавочных раздражителей» – возбудителей (излишняя забота родителей об изысканности одежды детей, заласкивание ребенка, чрезмерно частые посещения театров, неограниченное кормление сладостями и т. д.).

В своем труде «Семейное воспитание ребенка и его значение» он писал: «Сначала конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром».

Развитие потребностей как у дошкольника, так и у юноши не должно носить стихийный, неорганизованный характер.

Безоговорочное удовлетворение всех потребностей ребенка способствует появлению «пустоцветов» и «плесени» среди молодежи.

Однако, как мы уже говорили, нельзя быть излишне строгим, придирчивым в отношениях с детьми. Справедливое отношение к ребенку вырабатывает у него спокойствие, дисциплинированность, желание признаться в совершенном проступке и в то же время быть искренним.

Однажды пятилетняя Ната нечаянно столкнула чашку со стола. Плачет, чувствует свою вину, а отец спокойно говорит:

– Ну зачем впустую плакать? Давай разберемся: как беда-то случилась, чтоб не повторялось в другой раз. Вымыла ты чашку, это хорошо... А дальше? Взяла и потянулась за другой. Вот тут, доченька, и ошибка. Нельзя посуду, да еще такую хрупкую, на самый край стола ставить. И за руками своими надо следить. Вот и научились, в другой раз так не сделаем.

Отец убеждал Наташу спокойно, рассудительно, как взрослую. Постепенно она привыкла к тому, что папа «справедливый», он во всем разберется, и сама шла к нему со своими огорчениями.

А как часто мы начинаем нервничать, даже бить ребенка, не понимая, что это вызовет у него отрицательное отношение к нам и у него те будет уверенности в том, что он не совершит такого поступка вновь.

Очень важно для воспитания дисциплинированности правильно организовать дружбу и товарищество детей, направлять эту дружбу и контролировать.

Родители должны хорошо знать, с кем дружит ребенок, кто его ближайшие товарищи, не забывая, конечно, о том, что детям нужно предоставить необходимую свободу в выборе друзей и товарищей. Все это имеет большое значение в предотвращении недисциплинированности.

«Никак не оторвешь его от плохих приятелей, что ему ни говори», – часто жалуются родители на своего сына. Справедливо возникает вопрос, как следует бороться с плохим влиянием товарищей? Конечно, надо не допускать этого влияния, но не запретами: «Не смей водиться с Гришкой». Такие запреты приводят к обратным результатам.

Нельзя изолировать сына от среды его сверстников, находя у них отрицательные стороны и не желая замечать хороших. Это приносит ребенку большой вред: развивает у него эгоизм, замкнутость, беспомощность, а самое главное он не будет подготовлен к пониманию людей, не будет приучен к общению с ними, к активному и самостоятельному сопротивлению отрицательным влияниям.

Просьбу матери учительница охотно выполнила. Скоро мальчики стали друзьями. Мать рассуждала просто: «Надо, чтобы не Митя повлиял на моего Славу, а, наоборот, пусть Слава повлияет на Митю». Рассуждения матери были правильные. Необходимо было, чтобы подросток мог видеть и правильно оценивать плохое и не только сам не воспринимал бы этого плохого, но и умел бы бороться с ним, умел бы положительно влиять на товарища. Хорошее можно закрепить в ребенке только тогда, когда он сам будет желать бороться за него.

Через некоторое время стали заметны существенные изменения в поведении Мити. Жалобы на него прекратились. Мальчики были дружны, причем Митя больше проводил свободное время в семье товарища, чем у себя дома. Нина Ивановна внимательно следила за их взаимоотношениями, не вмешиваясь прямо, она с большим тактом направляла сына на правильный путь и умела также тактично влиять на Митю через Славу.

Рассматривая дисциплину как общий результат всей воспитательной работы, придавая большое значение возможности предотвращения недисциплинированности, педагогика не отрицает и специальных мер воздействия. К ним относятся, прежде всего поощрения и наказания. Эти меры оказывают необходимое дисциплинирующее влияние, если сами воспитанники осознают, что поощрение или наказание применены к ним справедливо и правомерно.

Поощрение и наказание, умело использованные воспитателем, глубоко затрагивают нравственные чувства и сознание детей. Это отмечал еще английский философ и педагог XVII века Джон Локк в своем трактате «Мысли о воспитании»: «Честь и позор – могущественнейшие из всех стимулов души, раз она способна оценить их. Если только вам удалось внушить детям любовь к хорошей репутации и страх стыда и позор, то вы вложили в них правильный принцип, который будет действовать постоянно и склонять их к добру».


Предыдущая глава: Дисциплина и режим

Следующая глава: Дисциплинирующее значение поощрений и наказаний


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта