О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Разъяснение правил вежливости

Некоторые школьники дают друг другу прозвища. Так, например, семиклассников, имевших фамилии Медведев и Лисицын, некоторые их товарищи звали просто: «медведь», «лиса». Ребятам это не нравилось, хотя об этом они и не говорили. Ведь они же люди, а не лесные звери. У них есть свои имена. Необходимо родителям разъяснить своим детям, что давать прозвища товарищам – значит не уважать их, т. е. быть с ними невежливыми. Известно, что обычай давать прозвища является пережитком старого, эксплуататорского общества, основанного на унижении личного достоинства людей. Родителям необходимо разъяснять своим детям все разнообразные формы проявления вежливости. Например, быть внимательным и предупредительным к людям, изъявлять готовность отвечать на вопросы, не отнимать время на пустые разговоры и вообще на пустяки у занятых людей, не заставлять себя ждать, если была договоренность собраться к определенному времени.

В хорошо организованных семейных коллективах всегда устанавливается четкий режим и ритм жизни как всего коллектива, так и остальных его членов. В семье ученицы Людмилы Л. время ужина установлено на восемь часов вечера, и он всегда наступает точно в это время, и никто никого не ждет и никто не опаздывает. Так принято.

Родителям необходимо разъяснить детям правила вежливости, предписывающие бережно относиться к труду и отдыху людей, постоянно упражнять детей в соблюдении этих правил вежливого, доброжелательного отношения к окружающим. Например, в помещении, где люди работают или отдыхают, нельзя громко разговаривать, смеяться, петь песни, бегать, вообще шуметь.

Встречаются подростки и старшие школьники, которые неясно представляют себе характер вежливого обращения со старшими. Родителям необходимо разъяснять своим детям конкретное содержание правил вежливости, используя живые примеры и факты. В чем же состоит вежливость детей по отношению к старшим? Быть вежливым со старшими – это значит: в разговоре никогда не перебивать старших, внимательно выслушивать их замечания и указания, не вмешиваться в разговор взрослых, пока последние не спросят.

Мать разъясняет своему четырнадцатилетнему сыну Мише:

«Если не понял или прослушал, что тебе говорил учитель или другой кто из старших, скажи: «Извините, пожалуйста, я прослушал». Если старшие разговаривают, – продолжает мать, – и ты хочешь сам что-нибудь им сказать, попроси разрешение: «Николай Петрович, позвольте и мне сказать». Получив разрешение, говори только о том, что знаешь: старайся говорить четко, правильно, обдумывай каждую фразу. Соблюдай такт».

Конечно, тактичность и предупредительность нужны и со стороны взрослых по отношению к детям. Необходима взаимность.

Маленькому Коле нужно обратиться к матери, но последняя занята разговором с Натальей Петровной, зашедшей по делу. Он терпеливо подождал окончания разговора и лишь затем поговорил с мамой о том, что ему нужно было. Но и мать в этой семье не любит испытывать терпение своего сына. Она незаметно и тактично в таких случаях заканчивает или временно прерывает разговор и, выслушав ребенка, дает ему совет, отпускает его, снова продолжая разговор.

Дети иногда спрашивают, почему невежливо разговаривать во время действия в театре, или на лекции, или на уроке? Полезно разъяснить им, что тот, кто разговаривает, знает, что он мешает другим слушать. И если, зная это, он все-таки не считается с присутствующими людьми, значит, он не уважает их, поступает невежливо.

В пункте 8 «Правил для учащихся» говорится, что учащийся обязан во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснение учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами. Если вы узнали от учителя, что ваш сын некультурно ведет себя на уроке – разговаривает, надо внушительно объяснить ему, что разговоры на уроке есть проявление невежливости к товарищам и к учителю, и некоторое время ежедневно требовать от него отчета о том, как он вел себя на уроках, были ли сделаны ему замечания. Встречаются подростки и юноши, которые смешивают вежливость и трусость. Необходимо разъяснить, что быть вежливым вовсе не означает быть слабым и трусливым, иначе получится уже не вежливость, а льстивость, подобострастие, подхалимство и угодничество. Эти явления широко распространены в западных странах. людям чужда и противна психология чиновника Молчалина из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», стремившегося угождать «всем людям без изъятья». Такая мораль противоречит высокому чувству человеческого достоинства, воспитываемому у школьников. человек, как правило, презирает подхалимов. Он открыто критикует ошибки и недостатки как руководителей и начальников, так и своих товарищей и друзей. Нельзя назвать культурным человека, который заискивает перед начальником и держится грубо с подчиненными.

Воспитание вежливости у детей необходимо начинать с пред-дошкольного возраста и продолжай, до получения ими аттестата зрелости, видоизменяя методику в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. В раннем детстве, когда ребенок еще не может осознать всего значения поступков, необходимо больше пользоваться примером и упражнением, а также поощрением.


Предыдущая глава: Воспитание вежливости к людям

Следующая глава: Навыки и привычки культурного поведения


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта