Получить срочный протокол о смене юридического адреса можно в нашей компании.
О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Наказание от имени коллектива

Наказание всегда должно соответствовать характеру и сущности проступка, не противоречить ему, в противном случае наказание не сможет стать средством убеждения. Мысль о логическом соответствии наказания проступку достаточно ясно была выражена еще великим швейцарским педагогом-демократом Г. Песталоцци (1746–1827), разработавшим теорию так называемой «дисциплины естественных последствий». В педагогическом романе «Лингард и Гертруда» Г. Песталоцци описывает методику применения такой дисциплины на примере деятельности учителя Глюльфи. Если кто-нибудь из учеников опаздывал, – вход в школу был закрыт для него. Плакали ли опоздавшие или нет – не меняло дела: Глюльфи отправлял их домой и говорил при этом, что им полезно будет подумать над тем, что все на свете должно быть сделано вовремя, иначе оно теряет свой смысл. Если ученик проявлял рассеянность и забывчивость, Глюльфи назначал его дежурным вестовым, от которого требовались внимательность, сосредоточенность и расторопность. Ленивым и нерадивым воспитанникам он давал различные трудовые задания, важные и полезные для школы, чтобы отучить их от безделья и лени.

Педагогика требует, чтобы в применении наказаний соблюдалась определенная логика и последовательность, которые были бы понятны воспитанникам. За первый проступок ученик несет меньшее наказание, а за повторение его – большее. Логика такого подхода предполагает, что повторение проступка говорит уже о вредной тенденции в поведении, пресечение которой предполагает более суровые меры.

Наказание не должно быть слишком частым, иначе оно потеряет свою силу и эффективность.

Недопустимо рассматривать наказание как средство возмездия ребенку за личную обиду или грубость по отношению к воспитателю.

В большинстве случаев наказание от имени коллектива, наказание, поддержанное общественным мнением детей, выше и действеннее наказаний отдельного воспитателя. Необходимость и заслуженность наказания должна быть понятна всей семье и одобрена всеми ее членами–взрослыми и детьми. Пока виновный не раскается в своем поступке, а если это было не в первый раз, пока не исправится на деле, никто не должен относиться к наказанному с лаской и вниманием. В поведении и матери, и отца, и братьев, и сестер виновный должен видеть свое осуждение. В этом собственно и выражается главнейшая суть наказания – осуждение всем семейным коллективом.

Наказание должно быть индивидуально приспособленным, т. е. оно должно правильно учитывать психологические и возрастные особенности воспитанника.

Володя, ученик III класса, задержался на прогулке и пришел домой значительно позже намеченного ему срока. Мать не стала сразу упрекать мальчика в непослушании и прежде всего попросила Володю рассказать, как это получилось.

Из рассказа ребенка мать поняла, что Володя не знал, который сейчас час, и был убежден, что срок его прогулки еще не истек. Он искренне удивился, узнав, что прогулял вместо условленного часа целых три часа.

Мать поняла, что в данном случае нет повода не только для наказания, но даже упрека. Ребенок в этом возрасте еще плохо ориентируется во времени. Тогда мать объяснила мальчику причину его опоздания и условилась, что с завтрашнего дня он будет возвращаться домой тогда, когда ребята, обучающиеся во второй смене, будут идти в школу. И ребенок стал вовремя возвращаться домой.

Ценно в этом примере то, что мать Володи не только выяснила причину его прогула, но и помогла ему устранить его, подсказав, как это сделать. Благодаря этому ей удалось сразу добиться желаемого изменения в поведении сына.

Наказание как средство воздействия на воспитанника чрезвычайно диалектично, оно не терпит трафарета.


Предыдущая глава: Наказание и поощрение за поступки

Следующая глава: Замечания за совершенные поступки


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта