О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Развитие и воспитание ребенка

Качества, которыми должен обладать гражданин нашей страны, не придут сами собой, не появятся вдруг у юноши или взрослого, – их надо воспитывать у ребенка с самого раннего детства, воспитывать целенаправленно, последовательно, настойчиво.

Некоторые родители считают, что готовиться к воспитанию ребенка, учиться этому не обязательно. Это неверный взгляд.

Большинство родителей осуществляет воспитание чисто эмпирически, опираясь только на свой личный опыт. Чтобы хорошо воспитать ребенка, совершенно недостаточно рассчитывать только на свой жизненный опыт, необходимо знакомиться с современной педагогической литературой, наблюдать практику воспитания детей в других семьях, критически оценивать ее.

Стремясь обеспечить правильное воспитание своих детей, многие родители овладевают знаниями по педагогике и детской психологии, поступают в родительские университеты, слушают лекции, обмениваются опытом воспитания в семье.

Воспитательная деятельность имеет ту особенность, что она почти всем кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким. При этом дело воспитания представляется тем понятнее и легче, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Одни считают главным в воспитании терпение, другие полагают, что для воспитательной деятельности основное – это иметь врожденную способность, талант. Если делать ставку только на талантливого воспитателя, то значит признать, что хороший воспитатель будет воспитывать хорошо, а плохой не научится этому делу. Но, решая задачи воспитания молодого подрастающего поколения, мы не можем рассчитывать только на талантливого воспитателя.

Не следует думать, что мастерство воспитателя является каким-то особым искусством, требующим таланта. Этому мастерству надо учить, как учат врача его мастерству, как учат музыканта, летчика и токаря.

Овладение педагогическими знаниями, изучение лучшего опыта семейного воспитания во многом помогают успешному воспитанию детей в семье.

Мать ученика-старшеклассника пишет:

«Когда моему Геннадию исполнилось 16 лет, он сильно изменился к худшему: начал мне грубить, бить маленькую шестилетнюю сестренку. Для меня это было неожиданностью. Всегда мальчик был ласковым, внимательным, и вдруг такая резкая перемена. Я стала доискиваться причины. Вначале я решила, что здесь сказывается отсутствие мужского влияния, так как мой сын с восьмилетнего возраста лишился отца. Вскоре я поняла настоящую причину: дело в том, что у сына начался переходный период, а я не знала, как в этом возрасте нужно его воспитывать.

В библиотеке, где я состою читателем, мне предложили ряд книг о воспитании. В них я нашла ответ на возникшие у меня вопросы.

Больше всего мне помогли произведения А. С. Макаренко «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», а также другие книги по вопросам семейного воспитания.

В своих отношениях с сыном я старалась следовать авторам этих книг, и сын постепенно начал меняться к лучшему: снова стал отзывчив, внимателен».

Большинство ошибок в деле воспитания детей родители допускают именно потому, что не имеют педагогических знаний. Между тем ошибки в области воспитания очень трудно исправимы. Переучивать и перевоспитывать ребенка намного сложнее, чем обучать и воспитывать его.

Задачей воспитания, по Руссо, является создание для детей условий самодеятельного проявления своей «непорочной» природы и защита их от вредного влияния цивилизации. Вообще развитие ребенка, согласно теории Руссо, является правильным лишь постольку, поскольку это развитие происходит сообразно с природой, когда ребенок находится в естественном состоянии.

Жан-Жак Руссо пытается, таким образом, оторвать воспитание ребенка от конкретных исторических условий жизни, подменить социальную зависимость человека зависимостью от природы.

О величайшей силе воспитания и его значении для развития личности убедительно писали великие русские демократы XIX века.

«Характер, – писал Белинский, – зависит от обстоятельств внешних, от того, какое направление дается ему при развитии лицами, прямо или косвенно руководящими этим развитием, или обстоятельствами, среди которых он развивается».

Разрабатывая вопрос об основных факторах, определяющих развитие и формирование человеческой личности, Н. Г. Чернышевский писал:

«Злодей или негодяй не родится, а становится им – от недостатка ли нравственного воспитания, от дурного ли общества, в котором с малолетства находится, или же от ужасающей необходимости быть злодеем и негодяем или умереть с голоду». Здесь Чернышевский в качестве трех основных и взаимодействующих между собой факторов выделяет: систему нравственного воспитания, имея в виду воспитание в широком смысле слова, семейно-бытовое окружение, в котором растет и развивается человек, социально-исторические условия жизни данной страны и народа.


Предыдущая глава: Общеобразовательное и практическое значение педагогики для родителей

Следующая глава: Ложное учение о наследственности


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта