О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Доверие своим детям

Важным элементом «педагогической техники», неразрывно связанной с педагогическим тактом, является использование в процессе воспитания различного рода «игровых моментов», которые очень часто помогают воспитателю наиболее успешно реализовать свои требования. Игра педагога делает жизнь воспитанников красивой. О талантливом применении игры как средства воспитания и своеобразной формы требовательности интересно и увлекательно рассказал А. С. Макаренко в «Педагогической поэме».

Посредством игры ему удавалось исправлять многие недостатки в поведении своих воспитанников и вырабатывать у них лучшие моральные качества. В этом отношении замечателен, например, эпизод кормления лентяя в столовой, описанный в III части «Педагогической поэмы», в главе «У подошвы Олимпа». Колонисты разыгрывали целое представление, стараясь раздобыть ложку возможно большего размера для кормления лентяя и тем вынуждая его пережить стыд за свое поведение. Считая, что сама детская жизнь должна быть игрой, Макаренко в своих воспитательных учреждениях организовывал, как он сам говорил, серьезную, настоящую, деловую игру. Вся его «командирская педагогика», связанная с организацией отрядов, с выборностью, с большой ролью совета командиров и ответственных дежурных, с традицией чести знамени и т. д., была по сути дела интересно задуманной и содержательной игрой, способствующей созданию прочного и дружного коллектива воспитанников.

Как известно, А. С. Макаренко и родителям советовал использовать игровые моменты в воспитании детей, В младшем возрасте особенно успешно можно использовать «игру» для преодоления упрямства и капризов детей.

«Ниночке В. при неосторожном мытье головы попало мыло в глаз и вызвало острую боль. С этого момента девочка наотрез отказалась мыть голову, поднимая каждый раз при попытках мытья плач и крик. Ни убеждения, ни просьба не помогали. По совету врача мать Ниночки затеяла с ней игру в «мытье кукол».

Все пластмассовые куклы были перемыты, причем мать и Ниночка велели им «закрывать глазки», чтобы не попало мыло и не болели глазки. Когда мытье кукол было кончено, мать заявила: «А теперь и нам помыться нужно. Куклы у нас чистые, а мы сами? Нехорошо, надо нам помыть друг друга». Увлеченная игрой, Ниночка «помогла» помыть голову маме и позволила помыть себя. После этого страх перед мытьем головы у Ниночки пропал».

Одной из форм требовательности и вместе с тем одним из важных условий проявления педагогического такта является доверие к ребенку. Оно ни в коем случае не может и не должно противопоставляться требовательности, пусть даже самой твердой и строгой. Особенное значение имеет доверие к ребенку в проведении контроля и проверки за выполнением установленного в семье режима и распоряжений родителей.

Педагогический такт в этом случае должен проявляться в том, чтобы стимулировать детей на более инициативное и творческое выполнение требований и распоряжений родителей, не порождая в них обиды за незаконное недоверие.

Требовательность, выраженная в форме доверия, способствует развитию самостоятельности, уверенности и находчивости у детей – качеств, весьма важных и нужных человеку. Известно, что воспитание этих качеств нередко бывает связано с большими переживаниями за детей, с необходимость преодолевать материнскую и отцовскую слабость.

Родители иногда боятся отпускать ребенка куда-нибудь одного, давать ему настоящее поручение, боясь подвергнуть его опасностям или неприятностям. И. Р. Ключарева сумела преодолеть это чувство и, широко используя доверие как форму требовательности, сумела воспитать в своем сыне черты самостоятельности и инициативности. При этом если она и наблюдала за тем, как выполняет сын то или иное серьезное поручение, то так, чтобы это было незаметно для мальчика и не возбуждало у него мысли о недоверии.

«Мы жили под Москвой, – рассказывает И. Р. Ключарева, – когда сын начал учиться. Школа находилась на расстоянии двух километров, нужно было пересекать линию железной дороги. До железнодорожного полотна мы ходили вместе, так как по пути был детский дом, где я работала, а дальше он шел один. Иногда я умышленно немного задерживалась дома, чтобы пустить семилетнего мальчугана одного шагать по безлюдному полю, в зимнем сумраке утра... Шла сзади, наблюдая маленькую одинокую фигурку, бодро и уверенно шагавшую впереди. Он часто не знал, что я уже вышла из дома и наблюдаю за ним. У полотна железной дороги я останавливалась незаметно для сына за деревьями и ждала, когда он перейдет рельсы, провожала его глазами дальше и уже тогда направлялась к детскому дому. На работу я могла выходить на час позже, но сын об этом не знал, и у него не создавалось впечатления, что я его провожаю...

Мальчика восьми лет я решила отпускать одного в Москву. Первый раз это мне стоило большого напряжения, пока он не вернулся с выполненным поручением – купить черных и белых ниток в палатке на вокзальной площади.

Сын приехал сияющий. Он сам покупал билет, сам садился в вагон и т. д.

В последующие поездки я была спокойнее, а потом привыкла».


Предыдущая глава: Требовательность к детям

Следующая глава: Внимательность ребенка ко всем членам семьи


Воспитание детей в семье
родителей развитие наследственность умственное физическое эстетических стороны принципы коллектив перспективность требовательность положительное общество странах свобода традиции семейное сшколы ответственность обязанности авторитет уважение ребенка матери жизни детям здоровый быт отца алкоголизм суеверия уюта бюджет деньги такт учителям мотив характер любви требовательность доверие внимательность периодизация возраст младший основное слушать школьный физическое поступков процесс деятельности интересы развитие труд девушек дружба особенностей темперамент типы положительные изучение дневник помощь школе комитет индивидуальные препятствия подрывание собраниях роль связи опыт роман формирование труд интерес способностей одареннымм талант игра игра недооценка ролевые влияние подвижные дидактические игрушки коллективной спортивной руководство ученье подготовка родителей речи режим ответственность школьника домашнее материал задач самостоятельное экзаменам питания участия чтения вслух книги читательский обучение радость творческий значение свободный домашний технический инструмент хозяйственный художественный профессии склонности качества любвию атмосферы обязанности распределение познавательного оценка наказыватьм трудовое правдивого слово знания ошибки поступки чувства привычки контроль характер черт целеустремленности коллектив самостоятельности трудностей самовоспитаниеа требования упрямства дисциплинированности дисциплина правила литературы упражнение обязанностей режим предупреждение поощрений наказание имени замечания недопустимость доверия культуре школьника уважения навыки вежливости правил поведения качество речь скромности хвастовство застенчивостью манер преодоление внедрение общественности организаций участиеи скаутских эстетическое прекрасного воспитание произведения театров созерцание музыкальных жизни вкуса одежде красоты сущность воспитания заинтересованность тонкости средства упражнений закаливание купание гигиенических личной спорт подвижные
Все главы

На главную страницу сайта