О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Результаты группового поведения

Изучение группового поведения животных имеет ярко выраженный прикладной аспект. Действительно, известно, что теоретически для всякой хорошо организованной системы существует функция целого.

Например, групповое поведение стаи наглядно характеризует степень организации сложной динамической системы. Историческая практика показывает, что искусственное объединение в одну систему различных объектов, как управляемых людьми, так и самоуправляющихся, далеко не всегда приводит к достаточно эффективному функционированию сложной системы. Поэтому, хотя нельзя ожидать, что простейшие модели группового поведения животных сразу же откроют новую страницу в теории организации систем, но все же планомерное и систематическое исследование группового поведения в бионическом аспекте будет способствовать открытию неизвестных ранее закономерностей группового поведения и позволит сформулировать практические рекомендации по организации сложных систем.

В животном мире гидросферы наиболее ярко групповое поведение проявляется в стаях рыб. Под стаей принято называть временное объединение рыб (иногда довольно продолжительное), имеющее многообразные приспособительные значения и характеризующееся обычно согласованностью действий составляющих ее особей. При этом нельзя забывать, что поведение рыб надо рассматривать как адаптивный процесс, как деятельность, направленную на сохранение и увеличение численности данного вида.

Как уже говорилось выше, у рыб достаточно хорошо развита высшая нервная деятельность. Они имеют не только сложную систему безусловных рефлексов, но и высокоорганизованную систему образования условных рефлексов. Поэтому и в поведении, и во взаимоотношениях рыб отмечаются не только безусловные, но и. условнорефлекторные сигналы и акты поведения. Особенно заметно проявление условнорефлекторной деятельности в стаях.

Некоторые исследователи предлагают различать два класса рыбных стай: стаи с однородной структурой и стаи с иерархической структурой. Стайное поведение рыб исследовалось многими учеными. Уже давно было установлено, что поведение стаи рыб это никак не сумма поведений отдельных рыб, а совершенно иная система. Функционирование такой системы имеет много сторон, которые никак нельзя заметить у одиночных особей.

Поясним особенности группового поведения одним широко известным, но не имеющим общепринятого толкования, примером. Рыбы-одиночки в течение некоторого времени осваивают учебный лабиринт, находя в нем кратчайший путь к кормушке, куда они могут плыть по определенному сигналу, например звуковому. Труднообъяснимым является тот факт, что рыбы, обучающиеся в составе стаи, правильно ориентируются в лабиринте много быстрее, чем рыбы этой же стаи, но обучаемые в одиночку. Некоторые биологи делают отсюда вывод, что групповое поведение оказывается в конечном счете эффективнее, так как этому способствует стайная, коллективная жизнь. Другие биологи склонны более осторожно оценивать результаты этих экспериментов, давая им следующее толкование. Высказывается мысль о том, что у рыб, которые живут стаями, неизбежно некоторые плывут впереди, а остальные следуют за ними. При опыте в лабиринте впереди будут плыть наиболее легко обучающиеся рыбы, которые и будут увлекать за собой всю стаю, вследствие чего результаты обучения отдельных рыб стаи будут близки к результатам рыб, плывущих впереди. Последнее толкование имеет слабую сторону, так как не объявляет причину, по которой вся стая следует именно за «передовыми» особями, чем отличаются «передовые» особи от рядовых членов стаи.

Стайное (групповое) поведение имеет много отличительных особенностей. Некоторые вопросы пока либо не имеют вообще никакой трактовки, либо лежат несколько в стороне от бионики. Известен, например, такой факт: стая рыб поглощает значительно меньше кислорода, чем то же количество рыб, не организованных в стаю.

Интересен вопрос группового поведения рыб в связи с гидродинамикой стаи. Есть строгое физическое толкование эффекта гидродинамического поля, существующего вокруг движущихся в воде объектов – кораблей, рыб и т. д. Именно этот эффект объясняет случаи столкновения судов, идущих строго параллельными курсами поблизости друг от друга, срывы с якоря малых судов, притянутых к борту проходящего мимо корабля большого водоизмещения, и другие взаимодействия движущихся в воде объектов.


Предыдущая глава: Результаты группового поведения

Следующая глава: Форма симбиоза стаи рыб


Содержание:

Очерки Бионики Моря
От автора
Освоение и использование гидросферы
Богатства мирового океана
Ресурсы океана
Организация производства под водой
Классы животных гидросферы
Подводные исследования глубин
Шельф мирового океана
Промышленное использование океана
Подводная агротехника растений
Использование и дрессировка животных
Освоение бионики океана
Прообраз бионической системы
Предмет бионики моря
Биологические исследования бионики
Структуры и системы бионики
Влияние элементов и структур бионических систем
Моделирование бионической системы
Задачи бионики моря
Использование бионики в технике
Биологические элементы системы – нейроны
Структура одиночного рецептора
Структурное формирование рецепторов
Основные функции рецептора
Различия рецепторов
Фоторецепторы глаз животных
Терморецепторы морских животных
Звукорецепторы слухового анализатора
Химорецепторы водных животных
Механизм звуковой локации
Структура и функции одиночного центрального нейрона
Синапсы нейрона
Возбуждение нейрона
Модели синапсов нейрона
Теории систем связи
Гидроакустический канал связи
Электромагнитный диапазон связи
Оптические системы связи
Электрорецепция электрических токов
Детекторы электромагнитного поля
Орган обоняния и вкуса
Механизм рецепции осязания
Гидронические волны
Гидроакустическая связь в океане
Акустическая сигнализация у морских животных
Виды локации животных
Механизм биолокатора дельфина
Слуховой анализатор китообразных
Излучатель импульсов дельфина
Эксперименты с дельфинами
Использование структур кибернетики
Системы управления событиями
Системы структурного представления
О системах с генетически заданной структурой управления
Структуры рефлекторной деятельности
Условные рефлексы и обучение
Моделирование условного рефлекса
Образование рефлексов животных
Нервная сеть различных организмов
Самоорганизация биологической системы
Исследование самоорганизации многоклеточных и одноклеточных
Задачи анализатора опознания
Системы параметров образов в пространстве
Статистические и вероятностные аспекты модели опознания
Решения задач опознания образов
Обучение бионических систем опознанию образов
Примеры обучаемых опознающих систем
Особенности опознания образов в бионике моря
Исследования поведения дельфина
Наблюдение за поведением животных
Основные аспекты поведения животных
Раздражения внешней среды
Результаты группового поведения
Форма симбиоза стаи рыб
Исследования подводных конструкций
Исследования бионических механизмов
Особенности конструкций животного
Сооружение скелета моллюсков
Конструктивные особенности строительства осьминогами
Гидродинамические аспекты бионики
Механизмы движения рыб и моллюсков
Гидроаэродинамика морских организмов
Описание аэродинамических и гидродинамических конструкций
Синтез конструктивных структур
Синтез элементов и систем
Манипуляторы в океанических организмах
Получение фильтрации
Опреснение морской воды
Газообмен под водой
Селективное накопление вещества
Исследования иоэнергетики
Источники электрического тока
Механизм биолюминесценции

На главную страницу сайта