О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Моделирование условного рефлекса

Значительный интерес вызывает механизм самопроизвольного восстановления угасшего было рефлекса, что напоминает спонтанные воспоминания, забытые из-за длительного не подкрепления условно-рефлекторными процедурами.

В описываемой модели эта сторона функционирования памяти механизмов условно-рефлекторной деятельности выступает очень ярко, хотя химизм этой стороны моделирования достаточно прост. В ходе обучения модели выработки условного рефлекса часть цинка проникает во внутренние слои медного амальгамированного электрода. Угасание выработанного ранее рефлекса достигается снятием верхнего слоя цинка с поверхности медной пластины, амальгамированной ртутью, но это не затрагивает глубинные слои пластины. После полного угасания рефлекса частицы цинка, находившиеся в глубинных слоях, медленно диффундируют к поверхности. Время их диффузии и определяет период самопроизвольного восстановления условного рефлекса, период спонтанного воспоминания забытого навыка.

Эксперименты по химическому и электрохимическому моделированию все еще слишком малочисленны для того, чтобы делать окончательные обобщающие выводы, хотя известный постулат о том, что химизм является высшей формой движения в неживой природе, наводит на определенные предположения о несомненной близости некоторых механизмов химической природы к механизмам биологическим. Возможно, со временем к нам придет умение оперативно и гибко осуществлять сложные и тонкие реакции многокомпонентного химического взаимодействия, сопровождающегося соответствующими преобразованиями информации, а также умение тонко регистрировать мгновенные значения химического процесса так, как сейчас мы регистрируем протекание электрического процесса. Впрочем, и здесь можно предполагать бионический вклад в решение проблемы биохимического моделирования.

Возвращаясь к электрохимическому моделированию условных рефлексов, следует отметить, что химические модели безусловно обладают рядом достоинств уже в сегодняшнем их виде. Во-первых, они позволяют получать очень гибкие и сложные механизмы, зачастую с совершенно неожиданными свойствами, представляющими интерес. Во-вторых, все эти функционально сложные процессы воспроизводятся на очень простых конструкциях. В-третьих, сами модели имеют очень компактное исполнение, так как взаимодействие вещества может осуществляться при очень малых его количествах.

Не останавливаясь подробно на перечислении электрохимических моделей, напомним лишь о таких, как мемистор, адалин, мадалин и ряд других.

Существует большое количество моделей условных рефлексов, выполненных в виде электронных схем, включающих множество компонентов ламп, транзисторов, ферритовых сердечников, конденсаторов и др.

И все же, несмотря на то, что одиночный условный рефлекс является достаточно сложным механизмом, его воплощение в бионической системе не является большим вкладом в возможности системы. Для того чтобы система стала гибкой, обучаемой, приближающейся по адаптивным способностям к организму, необходимо вложить в нее механизм взаимосвязи множества условно-рефлекторных звеньев. Биологам известны в общих чертах некоторые факты существования так называемых аллинированных (т. е. взаимоподкрепляющих, союзных, взаимоусиливающихся) рефлексов. Можно предполагать, что аллинированные рефлексы – это система, в значительной степени определяющая механизмы обучаемости, механизмы настройки организма на восприятие сложного комплекса взаимосвязанных внешних раздражителей.

Хотя пути моделирования аллинированных рефлексов очевидны, а результаты представляют значительный интерес, нам неизвестно о проведении бионического моделирования этой системы рефлексов.

Обучение свойственно всем живым организмам, хотя и в разной степени. Способность обучаться, приспосабливаться к изменяющимся условиям можно наблюдать у одноклеточных, и ту же способность, хотя и в другой форме, мы наблюдаем у высших представителей животного мира.


Предыдущая глава: Условные рефлексы и обучение

Следующая глава: Образование рефлексов животных


Содержание:

Очерки Бионики Моря
От автора
Освоение и использование гидросферы
Богатства мирового океана
Ресурсы океана
Организация производства под водой
Классы животных гидросферы
Подводные исследования глубин
Шельф мирового океана
Промышленное использование океана
Подводная агротехника растений
Использование и дрессировка животных
Освоение бионики океана
Прообраз бионической системы
Предмет бионики моря
Биологические исследования бионики
Структуры и системы бионики
Влияние элементов и структур бионических систем
Моделирование бионической системы
Задачи бионики моря
Использование бионики в технике
Биологические элементы системы – нейроны
Структура одиночного рецептора
Структурное формирование рецепторов
Основные функции рецептора
Различия рецепторов
Фоторецепторы глаз животных
Терморецепторы морских животных
Звукорецепторы слухового анализатора
Химорецепторы водных животных
Механизм звуковой локации
Структура и функции одиночного центрального нейрона
Синапсы нейрона
Возбуждение нейрона
Модели синапсов нейрона
Теории систем связи
Гидроакустический канал связи
Электромагнитный диапазон связи
Оптические системы связи
Электрорецепция электрических токов
Детекторы электромагнитного поля
Орган обоняния и вкуса
Механизм рецепции осязания
Гидронические волны
Гидроакустическая связь в океане
Акустическая сигнализация у морских животных
Виды локации животных
Механизм биолокатора дельфина
Слуховой анализатор китообразных
Излучатель импульсов дельфина
Эксперименты с дельфинами
Использование структур кибернетики
Системы управления событиями
Системы структурного представления
О системах с генетически заданной структурой управления
Структуры рефлекторной деятельности
Условные рефлексы и обучение
Моделирование условного рефлекса
Образование рефлексов животных
Нервная сеть различных организмов
Самоорганизация биологической системы
Исследование самоорганизации многоклеточных и одноклеточных
Задачи анализатора опознания
Системы параметров образов в пространстве
Статистические и вероятностные аспекты модели опознания
Решения задач опознания образов
Обучение бионических систем опознанию образов
Примеры обучаемых опознающих систем
Особенности опознания образов в бионике моря
Исследования поведения дельфина
Наблюдение за поведением животных
Основные аспекты поведения животных
Раздражения внешней среды
Результаты группового поведения
Форма симбиоза стаи рыб
Исследования подводных конструкций
Исследования бионических механизмов
Особенности конструкций животного
Сооружение скелета моллюсков
Конструктивные особенности строительства осьминогами
Гидродинамические аспекты бионики
Механизмы движения рыб и моллюсков
Гидроаэродинамика морских организмов
Описание аэродинамических и гидродинамических конструкций
Синтез конструктивных структур
Синтез элементов и систем
Манипуляторы в океанических организмах
Получение фильтрации
Опреснение морской воды
Газообмен под водой
Селективное накопление вещества
Исследования иоэнергетики
Источники электрического тока
Механизм биолюминесценции

На главную страницу сайта