О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Оправдание Луи Капитана

Но наибольшие неприятности доставило Луи Капитану выступление самого Эмиля Ривьера, который остановился на обстоятельствах ознакомления с фресками Ля Мут археологов Франции. Оказывается, в Ля Мут в течение 1895–1896 гг. по специальным приглашениям первооткрывателя побывали не только Эмиль Картальяк, о чем широкой публике стало известно благодаря «Покаянию скептика», но и Морис Фео, д'Оль дю Меснил, Гюстав Шовэ, Эдуард Арле, а также... сам Луи Капитан!

Капитан, оказывается, запамятовал о том, что бывал в Ля Мут и даже, как выяснится далее, провел там в присутствии Ривьера раскопки! Предоставим слово главному свидетелю событий – Эмилю Ривьеру: «За пять лет до того, как проникнуть в грот Комбарель и сообщить в первой своей заметке в Академию наук 16 сентября 1901 г. о настенных гравюрах, он (Луи Капитан. – В. Л.) в сентябре 1896 г. под моим руководством посетил вышеназванный грот Ля Мут... Несколько месяцев спустя, 3 июня 1897 г., на заседании Антропологического общества в Париже, он выступил, «настроенный весьма против подлинности его гравюр». «Древний облик гравюр, их очень большое сходство (с точки зрения мастерства и сюжетов) с гравюрами на кости с мадленских стоянок – это впечатление, – сказал он, – основанное на наблюдениях, а не на теоретических воззрениях». Он добавил также: «Я предпринял в гроте Ля Мут работу по значительной расчистке, которая могла быть выполнена лишь благодаря упорству и мужеству, которые я продемонстрировал при выполнении этих важных раскопов».

Так, значит, Капитан отверг настенное искусство Ля Мут как очередную фальшивку и, следовательно, был среди тех, кто опровергал их «насильственным путем»?

Вначале – да, но потом, менее чем через полгода, по скрытым от нас причинам, его мнение вдруг изменилось на противоположное. «Спустя пять месяцев, – продолжал Эмиль Ривьер, – 4 ноября 1897 г., на заседании Антропологического общества в Париже господин Капитан снова взял слово по поводу моего второго сообщения о гроте Ля Мут. Он сделал следующее заявление: «Во время последних отпусков я во второй раз и снова под руководством господина Ривьера посетил грот Ля Мут в сопровождении моего друга и коллеги господина д'Олт дю Меснила. Мы с величайшей тщательностью обследовали гравюры, которые обнаружены на стенах и потолках в нескольких местах грота Ля Мут. Бесспорно, эти гравюры обращают на себя внимание глубокой древностью». Наконец господин Капитан закончил излагать свои соображения следующими словами, которые я, в силу их важности для моего настоящего заявления, также воспроизвожу здесь дословно: «Таковы некоторые мысли, которые навеяло нам, господину д'Олт дю Меснилу и мне, изучение этого весьма любопытного грота Ля Мут, знакомству с которым и исследованием которого мы обязаны господину Ривьеру. Его упорству и трудолюбию мы счастливы воздать должное».

Эти слова Луи Капитана – не просто воспоминания Эмиля Ривьера, а цитаты из статьи директора Ecole d'Anthropolo-gie, опубликованной в VIII томе IV серии журнала «Bulletin de la Societe d'Anthropologie de Paris» за 1897 г. Поэтому первооткрыватель гравюр и живописи Ля Мут, который привлек широкое внимание археологов страны, имел веские основания призвать к «покаянию» еще одного, третьего (после Картальяка и Арле) скептика, а равно и одного из главных претендентов на приоритет открытия пещерного искусства древнекаменного века: «Итак, в настоящее время, забыв свои былые заявления о моих открытиях в Ля Мут, которые я чувствую себя обязанным напомнить, господин Капитан позволил себе присвоить – в разгар Конгресса научных обществ, собравшихся в Сорбонне, на руководимом им заседании, а затем на страницах «Journal Official», наконец, в «Археологическом бюллетене исторических и научных работ министерства народного образования» – я повторяю – присвоить себе честь приоритета, который ему ни в чем не принадлежит, заявляя и утверждая, вопреки всякой истине, я это повторяю, что «первыми археологами, которые открыли и внимательно исследовали гравюры и живопись пещер, были аббат Брейль и господин Картальяк, Пейрони, а также доктор Капитан». Я не смог бы здесь решительно возразить против столь же сознательного, сколь и ложного утверждения, если бы не факты, представленные выше моим коллегой господином Е.-А. Мартелем и мной. То же раскрывают и собственные слова господина Капитана, извлеченные мною из «Bulletin de la Societe d'Anthropologie de Paris» за 1897 г. А подлинный хронологический порядок шести первых открытий гротов с гравюрами и живописью следующий:

1. Грот Альтамира (Испания), открыт в 1879 г. доном Марселино де Саутуолой;

2. Грот Жан-Луи, или Шабо (Тару), открыт Леопольдом Широком в в 1878 г., но впервые стал известен по докладу в Антропологическом обществе Лиона 4 мая 1889 г.;

3. Грот Ля Мут (Дордонь), открытие сделано в 1895 г. Эмилем Ривьером;

4. Грот Пэр-нон-Пэр (Жиронда), открытие сделано в 1896 г. Франсуа Дало, но наличие гравюр подозревалось многими годами раньше;

5. Грот Марсула (Верхняя Гаронна), открытие сделано в 1897 г. Феликсом Реньо из Тулузы;

6. Грот Комбарель (Дордонь), открытие сделано в 1901 г. Луи Капитаном и Анри Брейлем.

Таким образом, вместе с тремя другими указанными господином Капитаном археологами он далек от того, чтобы быть первым, на что он рассчитывал. Он даже не пятый, каким считал его господин Мартель, а только шестой – после моего коллеги Феликса Реньо из Тулузы». Как выяснится позже, Э. Ривьер ошибся – не шестой, а седьмой. В ряд первооткрывателей пещерной живописи с полным правом мог войти, пожелай он того, Е.-А. Мартель.

Но выдающийся спелеолог не торопился обрести полагающуюся ему часть венка славы, предпочтя роль нравственного обличителя неоправданно претендующих на приоритет. Поэтому о его вкладе в решение проблемы пещерного искусства археологи узнали лишь полвека спустя.


Предыдущая глава: Борьба за первенство открытий

Следующая глава: Досадное забвение Альтамиры продолжалось


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта