О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Досадное забвение Альтамиры продолжалось

Благодаря демаршам издателя «La Nature» Е.-А. Мартеля, комиссии Академии наук Франции и, наконец, главной среди исследователей пещерного искусства страны жертвы вопиющей несправедливости – Эмиля Ривьера археология настенного искусства древнекаменного века Европы стояла теперь на пороге торжества истины. Эмиль Картальяк, который, как выяснилось, не мог в свое время опровергнуть доводов Эмиля Ривьера и Франсуа Дало относительно подлинности и древности гравюр и живописи Ля Мут и Пэр-нон-Пэр, да и Луи Пейрони, а также аббат Брейль могли бы побудить Капитана на «мужественное покаяние».

Но не тут-то было. За настойчивыми призывами к восстановлению справедливости не последовали «покаяния». Более того, когда страсти улеглись, все потихоньку и незаметно вернулось на круги своя.

Из «игры» по-прежнему старательно выводилась Альтамира, открытие которой представлялось чересчур «преждевременным», чтобы можно было надеяться на скорое признание ее живописи. При этом замалчивалось, что образцы мобильного искусства древнекаменного века, в изобилии обнаруженные в пещерах Франции, напротив, позволяли воспринять открытие де Саутуолы как вполне правомерное. Можно даже сказать, что оно было «спровоцировано» многочисленными находками образцов искусства палеолита. Кроме того, доверчивой публике исподволь, но настойчиво навязывалась мысль о полном «погружении» кантабрийской пещеры в «море забвения», пока не были открыты настенные изображения палеолита в Комбарель и Фон-де-Гом, которые будто бы привели сначала к возрождению интереса к Альтамире (разумеется, в первую очередь благодаря неустанным стараниям Картальяка), а потом (и это главное) – к «подтверждению» палеолитической древности ее живописи.

«Забвению» было предано также знаменательное путешествие в Сантильяна дель Map Эмиля Ривьера, совершенное им задолго до поездки туда Картальяка и Брейля. А ведь именно это рискованное для репутации серьезного ученого турне на север Иберии положило начало целенаправленным поискам настенных рисунков в пещерах Дордони, что и привело сначала к открытию настенных рисунков в Ля Мут, а затем в Пэр-нон-Пэр и Марсуле.

Столь же упорно принижались убедительность и научная значимость аргументов и заключение испанских исследователей – первооткрывателя Альтамиры де Саутуолы и его соратника Вилановы. Дело не обошлось и без едва замаскированных намеков на дилетантизм Саутуолы, «начинающего любителя» или, что не менее обидно, просто «наблюдателя». Его стали даже снисходительно журить за недостаточно энергичное отстаивание истины. Что касается Вилановы, то его корили за шокирующую воспитанных людей грубость высказываний в адрес Арле.

Вообще можно лишь удивляться, наблюдая за тем, что, когда речь заходила об Арле, то «первооткрыватели» неизменно подчеркивали «тщательность его исследований». Они постоянно указывали также, что он «очень хорошо видел. Все факты, отмеченные им, были точны». Отчет Арле об Альтамире обычно назывался «добросовестным и документированным, точным, ясным и удовлетворительным в кругах людей, которые занимались доисторической археологией».

Зато Эмилю Ривьеру мстили за его демарш против авторитетов недостойно и мелко. Достаточно сказать, что при составлении сводных списков памятников с настенным искусством, когда доходила очередь до Ля Мут, перед его фамилией – словно в насмешку над здравым смыслом – ставилось имя деревенского мальчишки Гастона Бертумейра. Никому при этом в голову не приходило, что при строгом следовании такой, с позволения сказать, логике, открытие, положим, той же Комбарель следовало приписать крестьянину Алану Помарелю, а не ее «первооткрывателям» – Капитану и Брейлю. Стоит ли говорить, что Ля Мут не попала в число «гигантов» пещерного искусства Испании и Франции, выделенных аббатом Брейлем. Сам же он осмелился заново войти в Ля Мут лишь через четверть века после первого посещения пещеры. Эмиль Ривьер умер в 1922 г. А спустя два года, с разрешения семейства Лапейров, владельцев грота, Брейль начал копировать рисунки Ля Мут с помощью Д. Гаррод и М. Бойль. Горько сознавать, что они так и остались неопубликованными в полном объеме.


Предыдущая глава: Оправдание Луи Капитана

Следующая глава: Истину не скрыть


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта