О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Фигуры и символы Человека Природы

Самое, быть может, удивительное среди находок Буше де Перта Эли де Бомон усматривал в «скульптурных подобиях пингвинов». Но археолога из Аббевиля они, кажется, совершенно не смущали. «Эта странная птица, – писал он, – которая живет на Южном полюсе и, время от времени пересекая океан... появляется у наших берегов, без сомнения, привлекала внимание жителей побережья. Поэтому довольно часто изображение ее попадается в местах захоронений кельтской эпохи». Как будто предугадывая скептицизм секретаря Академии, Буше де Перт напоминал, что «все эти предметы у меня и могут быть предоставлены в распоряжение тех, кто захочет их изучить. Рядом с предметами, определенно обработанными, помещены такие, которые только кажутся таковыми. Путем сравнения можно установить разницу». Кстати, любопытствующему представится возможность поразмыслить над некоторыми скульптурками животных, которые живут теперь в иных климатических зонах. Буше де Перт писал: «Что представляют собой эти изображения: воспоминания, прихоть, случай? Решать вам».

Эли де Бомон стал еще раз перелистывать страницы следующей главы книги – «Фигуры и символы допотопного периода», которую первоначально воспринял как самое дерзкое и возмутительное из писаний Буше де Перта. Положим, кельты подправляли расколотые камни, превращая их в скульптуры. Пожалуй, варвары окраин античного мира могли это делать. Но в том-то и заключался подвох аббевильца, что, признав такое, читатель должен был принять и его рассуждения о пристрастиях к искусству мифического «Человека Природы» «допотопных времен». Судите сами.

«Мы видим, что каменные изображения, собранные в кельтских захоронениях, – это обычно животные, останки которых обнаруживаются в тех же отложениях. Отмеченные нами аналогии между фигурами в кельтских могилах и животными, жившими в ту же эпоху и на коих они охотились, – факт, который не в меньшей степени поражает, когда речь идет о фигурах из «допотопных пластов». Причина проста: «допотопные люди», как и кельты, а последние, как и люди наших дней, могли изображать (вне зависимости от цели) лишь тех животных, каких они видели, и воспроизводили тех, каких видели чаще всего». Подчеркивая особую значимость своего открытия, Буше де Перт указал точную дату обнаружения первой «допотопной скульптуры» – 10 сентября 1844 г., при обследовании самых глубоких слоев «пласта Госпиталя». Последние сомнения в правильности восприятия и оценок такого рода находок покинули его 29 августа 1 845 г. при открытии в «допотопном пласте» Мулэн Киньона особо выразительного скульптурного изображения с преднамеренной обработкой деталей.

Разве не возмутительно так демонстративно игнорировать высокое мнение ученых авторитетов о том, что никаких «допотопных людей» и «Человека Природы» на свете не было? Ведь уважаемым в обществе людям в ответ предлагается очередной надуманный парадокс – предшественники кельтов (а значит, воистину варвары из варваров) не только, оказывается, оббивали все те сомнительные «допотопные камни», которые Буше де Перт привез к себе в огромном количестве, но и изготовляли каменные скульптуры. Иначе говоря, речь шла о том, что «допотопному» «Человеку Природы» не было чуждо изобразительное творчество и образно-художественное восприятие окружающего мира. Можно ли вообразить себе большую нелепость?

Но Буше де Перт, сам понимая трудность восприятия этой идеи, со всей прямотой пишет: «Мы подошли к трудной части нашей задачи – к описанию тех кремней, в которых видим уже не просто усовершенствование случайности, произведенной природой, или случайного сходства, а определенный план, задуманный заранее, намеренно, с твердой целью подражания живой природе. Словом, мы попытаемся показать, что в самых древних отложениях, относящихся ко времени гораздо более далекому... чем античность, обнаруживаются фигуры, сделанные рукой человека и уходящие почти к его истокам. Это мнение, я это чувствую, весьма смелое, и я не закрываю глаза на то, насколько трудно будет заставить его принять. Я помню, сколько колебался я сам, прежде чем принять его, как долго я сопротивлялся очевидному. Напрасно – доказательства следовали одно за другим. Из года в год я находил в древних захоронениях, среди ископаемых костей свидетельства жизни и мышления. И все спрашивал себя: не сон ли это? Действительно ли это следы человека? И тогда я начал заново свои исследования. И я повторял – да, это рука человека. Скоро, я надеюсь, и вы скажете то же вместе со мной».

Выбор новых отлично подойдет для рабочего комфорта. Разнообразие обивки, начиная с натуральной кожи, ткани и заканчивая не дорогим полиуретаном - это еще одна причина остановиь на них свой выбор.


Предыдущая глава: Фигуры и скульптурки животных

Следующая глава: Фигуры из кремня


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта