О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Место Альтамиры в истории археологии

Однако, поскольку в 1903 году, как и в предшествующем, не было ни времени, ни необходимых средств для серьезного исследования культурных отложений Альтамиры, аббаты «удержались от соблазна прикоснуться к ним кайлом». Раскопки в Альтамире начались лишь спустя два десятилетия. Их в течение пяти лет (с 1926 по 1930 г.) вел священник из Баварии Гуго Обермайер, близкий друг Анри Брейля. Ему, как и Франсуа Дало в Пэр-нон-Пэр, удалось, помимо инструментов эпохи мадлена, обнаружить изделия солют-рейской культуры. Но самым поразительным из его открытий в Альтамире была настоящая мастерская художников древнекаменного века, которые занимались оформлением подземного святилища. Пещерная глина сохранила в неприкосновенности набор палочек минеральных красок, аккуратно разложенных по цветам, начиная от белого и кончая черным. Поблизости размещались также подходящей формы каменные плитки, предназначенные для растирания красок и последующего замеса их на жире и крови. В мастерской находились и держатели для кистей – впечатляющий, как у современного художника, комплект тонких и узких, широких и очень широких трубчатых костей, в которые вставлялись волосы животных. С помощью таких кистей палеолитические мастера Альтамиры набрасывали (в согласии с гравированными наметками, сделанными предварительно каменными инструментами) контуры фигур животных, а затем, варьируя цветом, тонко моделировали и тонировали их, превращая в полные жизни полихромные изображения. Честь определить химический состав красок древнекаменного века была предоставлена лабораториям трех европейских столиц – Мадрида, Парижа и Берлина.

Но все это произошло спустя почти четверть века. А в 1906–1907 гг. готовился к изданию роскошный том «La Caverne d'Altamira. A Santillane», на обложке которого стояли две фамилии – Эмиля Картальяка и аббата Анри Брейля. На титульном листе указывалось, что таблицы и рисунки выполнены аббатом Анри Брейлем. Преодолев «непомерные расходы» с помощью принца Королевства Монако Альберта I, любителя «доисторической археологии», издатели выпустили эту книгу. И всех сразу же «поразили неожиданное значение пещер с изображениями и та польза, какую принесла публикация палеолитических рисунков (живописных и графических) – ценнейших памятников истории искусства и прогресса человеческого духа». Это событие стало тем более вдохновляющим для археологов, что в конце предисловия сообщалось, что «коллеги и друзья» Картальяка и Брейля – Франсуа Дало и Луи Капитан – «с радостью согласились участвовать в общей публикации, каждый со своим досье, которое относится к его открытию». И почти никто не придал значения тому, что в этих строках, которые завершались реверансами в сторону принца за щедрую поддержку «до-историков», отсутствует фамилия Эмиля Ривьера. Этот выдающийся археолог, основатель и президент Доисторического общества Франции, который долгие годы сотрудничал с Картальяком, а затем и с Брейлем, вдруг выпал из списка их «коллег и друзей». А давно ли фотограф Ассоциации содействия прогрессу науки запечатлел их вместе «для истории» у входа в Ля Мут? Но с тех пор, как говорится, много воды утекло.

Почти все первое десятилетие XX в. вокруг пещерного искусства Франции шла борьба. Новоявленный лидер одной из противоборствующих сторон, Эмиль Картальяк, вел ее, настойчиво преследуя цель, поставленную им перед собой уже в начале 1902 г. Тогда он опубликовал «Покаяние скептика» и заставил простодушных археологов говорить о «прямоте и гражданском мужестве большого ученого, заслуженного патриарха французской доистории», которому «и в осуждении, и в триумфе Альтамиры принадлежит равно значительная роль».

Ставший уже хрестоматийным постулат о «научном мужестве» Картальяка назойливо кочует из одного сочинения по палеолитическому искусству в другое. Однако уже давно пора раскрыть истинные мотивы поступков «ветерана из Тулузы». Это можно сделать на основе анализа преданных забвению документальных источников и фактов, связанных с обстоятельствами открытия и изучения пещерного искусства Перигора и Кантабрии. Такое расследование позволит показать роль Марселино С. де Саутуолы и Хуана Вилановы в открытии и исследовании живописи Альтамиры, а также отдать должное еще одному энтузиасту археологии – «французскому Саутуоле» Эмилю Ривьеру.

Все стало на свои места 23 апреля 1908 г. на Конгрессе научных обществ в Сорбонне. В этот день председатель секции «Археология» доктор Луи Капитан сделал историческое по значимости заявление: «Первыми археологами, которые открыли гравюры и живопись в пещерах, были аббат Брейль, Картальяк, Пейрони и Капитан». Это была, увы, не оговорка, а хорошо продуманный шаг. Подтверждение тому – вторая колонка 2900-й страницы «Journal Officiel», где те же самые слова были напечатаны черным по белому 24 апреля 1908 г., а затем в том же году опубликованы на странице С «Bulletin archeologique».


Предыдущая глава: Красные пятна в пещере

Следующая глава: Борьба за первенство открытий


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта