О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Красные пятна в пещере

Судьба однажды как бы вняла стенаниям дорожного инженера и как бы смилостивилась над ним. Она дала ему реальный и прекрасный шанс отличиться как раз в той сфере археологии древнекаменного века, в которой он допустил столь трагический промах. В 1906 г. при обследовании закоулков просторной галереи пещеры Бедейяк, гигантская пасть которой распахнута у юго-западного подножия горы Судур, поблизости от деревни Бедейяк, Эдуард Арле заметил в нескольких местах красные пятна. Но он, очевидно, посчитал бесполезным углубляться в темные галереи, и это сыграло с ним злую шутку. Другие археологи нашли затем слева от больших глубинных залов Бедейяка изображение огромного темно-коричневого бизона и отпечатки черных распластанных ладоней, у одной из которых большой палец был окрашен красной краской. А в боковом коридоре, начинающемся в 150 метрах от залитой светом «пасти» пещеры, на правой стене удалось найти великолепную полихромную фигуру лошади, изображенной в натуральную величину, и профиль головы бизона, а на левой – крупные, от полутора до двух с половиной метров, рисунки бизонов, в разной степени моделированных и (зачастую) с красными пятнами на боках. Один из бизонов этого великолепного ансамбля был исполнен черной, коричневой и красной краской, а другой – только коричневой.

Что ж тут поделаешь? Не всякому дано увидеть то, что иным бросается в глаза без особых усилий с их стороны, а просто по счастливой способности воспринимать мир в непривычном для многих ракурсе – живым, образным, красочным. Арле мог послужить утешением тот знаменательный факт, что Брейль в 1901 г., до прихода его вместе с Капитаном и Пейрони в Комбарель, а затем в Фон-де-Гом, заметил на низком потолке нижней галереи пещеры-туннеля Мас д'Азиль ярко-красные пятна, но, как позже со смущением признался сам, «не понял их и не подумал о том, что они могут быть древними». А между тем именно там, на потолке нижней галереи, спустя годы ему удалось усмотреть «довольно большое количество фигур животных, выполненных в разной технике», в том числе туловище оленя, «прекрасные рога северного оленя», две «красные лошадки», гравированные по контуру, и черного бизона.

О незначительном промахе аббата Брейля в Мас д'Азиль вряд ли стоило бы говорить, если бы к тому не вынуждала острая (во имя торжества истины и справедливости) необходимость оценки следующего и особо любопытного шага в череде предпринятых Эмилем Картальяком демаршей, связанных с формированием общественного мнения по вопросу о приоритете открытия пещерного искусства Европы. Именно эта цель просматривалась за его действиями со все большей отчетливостью.

Но сначала следует завершить эпопею с Альтамирой, тем более что Картальяк и Брейль «осознали наличие некоторых лакун в досье» этой пещеры (в частности, им, как и Виланове, не удалось обнаружить на потолке изображение лани, опубликованное Арле, и тому пришлось разъяснять, где следует искать рисунок, глубоко скрытый сталагмитовыми натеками). Это обстоятельство вынудило аббата Брейля совершить в сентябре 1903 г. еще одну поездку в Альтамиру, «чтобы проделать там дополнительную работу, представляющую чрезвычайный интерес, – скопировать гравированные линии и места скобления на каждой из больших живописных фигур». В путешествии его сопровождал аббат Буиссоньи. Ему предстояло «в качестве слуги оказать помощь» в предстоящей работе, в которой, как и следовало ожидать, «испанские друзья вновь засвидетельствовали всю свою симпатию» гостям из Франции.


Предыдущая глава: Эдуард Арле повторно осматривает изображения Альтамиры

Следующая глава: Место Альтамиры в истории археологии


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта