О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

А почему бы нам не посмотреть Альтамиру?

«Покаяние скептика» определило очередной, не менее важный шаг в, очевидно, весьма четко продуманной программе действий Картальяка. Он ведь каялся, не удосужившись даже посетить памятники, чтобы самому убедиться на месте в необходимости этого публичного покаяния. И он искренне признается в этом: «Мне еще не представилось случая видеть линейные гравюры и живописные изображения Комбарель и Фон-де-Гом. Я надеюсь, мы отправимся посмотреть на них все вместе после конгресса Французской ассоциации в Монтобане, в августе». Так это и произошло. После заседаний, превратившихся (согласно сложившейся уже традиции) в ожесточенную, не на жизнь, а на смерть, схватку между самоуверенной «бандой критиков», то есть противников пещерного искусства палеолита, во главе с Эли Массеной и «изобретателями», то есть теми, кто с 1895 г. настойчиво отстаивал его реальность, часть участников конгресса отправилась в Перигор, чтобы осмотреть Фон-де-Гом и Комбарель. Конгресс завершился 14 августа посещением Ля Мут, который был несколько лет спустя торжественно объявлен «решающим по значению». Разумеется, Картальяка не было в крикливых рядах «банды критиков»; на фотографии перед входом в Ля Мут он запечатлен для истории на самом видном месте между поседевшими ветеранами борьбы за первобытное искусство, среди которых находились личности воистину легендарные – Эмиль Ривьер, Франсуа Дало и Феликс Реньо, «ведущие археологи Франции того времени». Трудно сказать, стоял бы среди них Габриэль де Мортилье, будь он жив и преодолей он свое отвращение к походам по пыльным дорогам и грязным галереям пещер. Но сын его – Адриан де Мортилье, соавтор посмертного издания «La Prehistorique. Antiquite de I'homme», виден на фоне неровной каменной стены Ля Мут и хозяйственных построек.

И вот теперь новый сюрприз – совсем спокойные и даже с оттенком некоего раздумья слова Картальяка, произнесенные у входа в Марсулу: «А почему бы нам не поехать и не посмотреть вместе Альтамиру?» Деликатные, нравственного плана проблемы уместности осуществления Картальяком и Брейлем такого путешествия в Испанию конечно же осознавались обоими собеседниками. Ведь речь шла о том, чтобы в ближайшее время оказаться лицом к лицу с теми, кто четверть века назад превосходно знал Эмиля Картальяка как «самого ярого экстремиста среди врагов» Альтамиры. Прозорливый не по возрасту Брейль, по-видимому, уже начал смутно догадываться о цели предлагаемого путешествия и потому не заставил себя долго упрашивать. В самом деле, «а почему бы нам и не поехать?» Позже Картальяк написал: «Обмениваясь (в Марсуле) своими наблюдениями и гипотезами, мы остро почувствовали, что весьма прискорбно не знать лучше первую из пещер, о которой 25 лет назад заявил месье де Саутуола и которая оказалась несправедливо забытой. Она определенно представляла собой – и мы это наконец поняли – весьма важные страницы истории искусства и нравов первобытных обитателей Галлии и Иберии. Следовательно, нужно, не мешкая, увидеть ее снова (?!)». Вопрос о том, почему и кем «забыта» Альтамира и «забыта» ли она вообще, разумеется, не обсуждался.

Акция началась с решения проблемы финансирования поездки в Кантабрию. Картальяк написал письмо Соломону Рейнаку, директору музея Сен-Жер-мен-ан-Лэ, прося его походатайствовать о выделении Академией надписей и художественной литературы субсидии из фонда Пиота «для облегчения исследований пещер юга Франции и севера Испании». Рейнак, «получивший информацию о любопытных фактах, которые были установлены в Марсуле, и о надеждах в связи с Альтамирой, принял близко к сердцу намерения» Картальяка и немедленно, не дожидаясь решения Академии, выслал ему 500 франков. Второе письмо было направлено... Эдуарду Арле, «главному инженеру Дорожного ведомства... который когда-то посетил этот грот и опубликовал несколько скептический отчет об изображениях». Картальяк объяснил этот свой шаг следующим соображением. Как он точно знал, у Арле, оказывается, «также давно было желание вновь обратиться к этим фактам», поскольку «в свете новых знаний они уже представлялись ему совершенно иначе». Арле «с радостью согласился» ехать вместе с Картальяком в Сантильяна дель Map, но когда 28 сентября Картальяк и Брейль отправились в путь, главный инженер в назначенный пункт встречи не прибыл, ссылаясь на то, что его задержали по службе. Однако «он был так добр, что прислал все сведения, которые могли помочь» путешественникам. Более того, в специальном письме Арле «тепло рекомендовал» Картальяка месье Пересу дель Молино, с которым познакомился в 1881 г. и подружился.


Предыдущая глава: Картальяк оправдывает заключение Арле по поводу Альтамиры

Следующая глава: Поездка французской делегации в Альтамиру


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта