О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Картальяк оправдывает заключение Арле по поводу Альтамиры

Понадобились семь лет тяжких раздумий, чтобы Картальяк признался: «Я оказался соучастником ошибки, допущенной 20 лет тому назад, а также несправедливости, в чем теперь надо полностью признаться и все исправить». Далее Картальяк бегло представил читателям «L'Anthropologie» существо открытия «испанца благородного происхождения, месье Марселино С. де Саутуола», подчеркнув, что именно ему тот сообщил о находке рисунков в Альтамире. Как же он воспринял весть из Испании? А вот как: «Нет смысла слишком задерживаться на том, какое впечатление произвели на меня рисунки месье де Саутуолы. Это было нечто совершенно новое, в высшей степени странное. Я посоветовался. Влияние, которое нередко было более удачным, в данном случае сразу же привело меня к скептицизму. Мне написали: «Берегитесь! С французскими доисториками хотят сыграть злую шутку. Не доверяйте испанским клерикалам». И я проявил недоверие!»

Это недоверие, как выясняется из последующего изложения, окрепло после поездки в Сантандер «инженера Южной железнодорожной компании Эдуарда Арле, который уже тогда интересовался доисторией. Принятый с большим вниманием и заботой месье де Саутуолой, который оказывал ему помощь, наш коллега произвел тщательное обследование, чтобы исключить гипотезу о мистификации. Лояльность месье де Саутуолы вначале была выше всяких подозрений». Однако вывод Арле был однозначен – «прекрасные живописные произведения относятся к недавнему времени», что подтверждалось соответствующими соображениями, которые тогда, в 1881 г., показались ему, Картальяку, весьма убедительными. «Я только что перечел, с пером в руке, – писал далее Картальяк, – добросовестный отчет Арле и воспроизвожу здесь большую часть его аргументов. Возразить нечего. Читая текст с этими доводами, можно поражаться (что и происходит со мной) тем, как с течением времени большая часть из них потеряла свое значение».

Картальяк признал, что сперва эти доводы обесценили открытия Эмиля Ривьера, затем Франсуа Дало, а теперь и новые открытия в Лезэйзи. Он отсылал интересующегося подробностями читателя к журналу «L'Anthropologie» за 1901 г.: в XII томе его опубликованы новый отчет о гравюрах Ля Мут Ривьера и первое сообщение Луи Капитана о рисунках Комбарель. На сходные размышления наводят также сведения о полихромных рисунках Фон-де-Гом. В пещерах Перигора, коридоры которых «растянулись в длину на 100 метров, находятся такие же загадочные изображения, не только линейные гравюры, в стиле абсолютно том же, какой характеризует наши гравюры на палеолитических костях, но и живописные изображения, сделанные красной охрой, с растушеванными частями». Нет, лично ему, Картальяку, «еще не представилось счастливого случая видеть» Комбарель и Фон-де-Гом. Но он верит своим коллегам. «Из всего изложенного ими следует, что у нас нет больше никаких оснований сомневаться в древности живописных изображений Альтамиры. Неодинаковая степень сохранности красок, отсутствие на многих частях какого бы то ни было сталагмитового покрова, совершенство произведений, их значительность, методы исполнения, оригинальность силуэтов, отсутствие каких-либо следов черной копоти от дыма, наконец, и в особенности, эта тьма глубин, которую, как представлялось, могло победить лишь современное освещение, – все объединилось в Дордони, чтобы оправдать живопись Альтамиры и установить ее дату. Следует склониться перед реальностью факта, и что касается меня, то я должен принести повинную де Саутуоле».

Картальяк рассказал далее, что он просмотрел теперь заново цветные копии изображений Альтамиры, доставленные в свое время в Париж Арле, и убедился, что одно из этих изображений говорит об их доисторическом стиле, который он, Картальяк, тогда не распознал. «Факсимиле одного из таких рисунков, – писал Картальяк, – помещается здесь. А что касается этих странных форм, которые по вполне понятным причинам так удивили Арле и точные изображения которых он дал нам (одно из них мы воспроизводим здесь, сожалея о том, что не можем дать его в красках), то они продолжают удивлять нас. Но какое это имеет значение! Сегодня мы больше привыкли к сюрпризам в области доисторической археологии. В молодости же мы считали, что все знаем, но открытия Ривьера, Дало, Капитана и Брейля и в особенности замечательные раскопки и художественные коллекции Эдуарда Пьетта показывают нам, что наша наука, как и другие, пишет историю, которая никогда не будет закончена, но значение которой будет бесконечно расти».


Предыдущая глава: Марсула объявлена религиозным центром

Следующая глава: А почему бы нам не посмотреть Альтамиру?


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта