О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

О чем расскажут инкрустации на рискнках

Марселино де Саутуола пытался возражать Арле. Если рисунки действительно недавние, то как объяснить, что изображения некоторых животных «скрыты инкрустациями из кальцитовых кристаллов или покрыты множеством маленьких сталактитов»? Разве не подтверждает глубокую древность рисунков в Альтамире тот факт, что один из них вообще скрыт сталактитом, а другой, расположенный напротив него, полностью перекрыт «инкрустациями»? Эдуард Арле на это лишь неопределенно пожал плечами, а затем сказал: «Инкрустации большей частью слишком тонкие, чтобы позволить сделать вывод о глубокой древности рисунков. Отложение кальцита могло усилиться в последние годы после открытия входа в пещеру. О том же процессе, возможно, свидетельствует образование недавних трещин».

Далее он обратил внимание Саутуолы на структуру горной породы, покрытой отдельными рисунками. Известно ли ему, насколько быстро разрушаются такие скалы? Нет? А жаль: ведь поскольку рисунки оказались не тронуты временем, а скальная поверхность вокруг них осыпалась от эрозии, то это можно принять как «еще одно доказательство того, что изображения не восходят к глубокой древности». Эдуард Арле не скрывал также своего недоумения, вызванного сравнением рисунка, изображающего лань (которую он не преминул назвать «сомнительной»), с изображениями «зубров». Разве не странно, что первый, плохой сохранности рисунок не покрыт «инкрустациями», а явно свежие по исполнению «зубры» оказались покрытыми кристаллами кальцита?! К тому же бросается в глаза, что художник, «столь артистично изобразивший лань», оказался беспомощным, пытаясь воспроизвести «зубров», которых он «определенно никогда не видел».

А что это за странный бык с горбом? У него даже выступы рогов таковы, что любой мало-мальски знакомый с зоологией человек легко отличит это существо от зубра. Однако неточность в деталях, надо полагать, связана отнюдь не с неумением художника. Значит, тот, кто расписывал потолок Альтамиры, вряд ли когда-нибудь видел живых зубров. Кстати, не кажется ли Саутуоле, что краска на телах бизонов такая яркая и сочная, будто нанесена на поверхность камня несколько дней назад?

Марселино де Саутуола попытался апеллировать к результатам раскопок, но Арле холодно сказал, что анализ всего найденного в этой «очень перемешанной почве под рисунками» не дает ему «ни одного аргумента» в пользу древности настенной живописи Альтамиры. Не убедили гостя и результаты осмотра темноцветных изображений животных и «линий из квадратов», сделанных черной краской и охрой, которые протянулись на два с половиной метра под навесом в узком проходе глубинной части пещеры. На Арле не производили впечатления ни слой «инкрустаций», ни известковистые натеки, перекрывающие рисунки. Его оставили равнодушным даже «куски исходного материала для исполнения», одного из рисунков, «почти полностью скрытого под инкрустациями», – обломки древесного угля находились здесь же, под изображением, начертанным ими.


Предыдущая глава: Почему же на потолке нет копоти?

Следующая глава: К делу подключается Хуан Виланова


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта