О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Почему же на потолке нет копоти?

Вывод о глубокой древности находок в Альтамире подтвердил, далее, беглый просмотр многих обломков костей, обнаруженных Арле в ходе контрольных раскопок пещеры, в том числе останков мамонта, лошади, оленей и первобытного быка. Конечно, могло насторожить отсутствие костей северного оленя, но ведь сам Габриэль де Мортилье полагал, что даже на юге Франции, в пределах Французских Пиренеев, это животное появлялось лишь эпизодически, в период зимних холодов, а с наступлением весны обычно откочевывало на север. В окрестностях же Сантандера они, возможно, вообще не появлялись из-за того, что здесь было тепло даже в ледниковые времена.

Но Арле предстояло решать совсем не эти вопросы, в общем-то ясные Саутуоле. Радушному хозяину гораздо важнее было знать мнение гостя о главном – как он оценивает живопись на стенах и потолке Альтамиры? Не правда ли, нет веских оснований сомневаться в ее ледниковом возрасте? В ответ Саутуола, вопреки ожиданиям, услышал совсем не то, на что рассчитывал. От рассуждений Арле веяло скептицизмом: ничто не могло убедить его в «допотопной» древности изображений. Он был совсем не уверен, что попадавшаяся в «черной земле» красная охра, которой сделаны настенные рисунки, действительно относилась к остаткам культуры древнекаменного века: ведь охру могли занести сюда позже. Сам Саутуола говорил ему, что крестьяне добывают ее неподалеку от пещеры. Куски же гематита, которые встречаются в слое, едва ли могли использоваться для изготовления красителей в столь раннее время. Первобытный человек, разумеется, посещал пещеру и даже жил в ней. Об этом, помимо найденных изделий из камня и кости, говорит и тот факт, что потолок Альтамиры оказался местами закопченным. Следы жирной копоти весьма прочны, а это, согласно мнению Мортилье, свидетельствует о длительном воздействии дыма костров охотников «эпохи оленя». Такую копоть находили и в некоторых других пещерах, так что Альтамира в этом отношении совсем не исключение.

А не находит ли господин Саутуола странным, что как раз потолок пещеры, где расположены рисунки, почему-то не почернел? Получается так, что изображения древнекаменного века сохранились, а всякий след дыма от костров исчез? Между тем ни один из рисунков невозможно было создать и рассмотреть без помощи искусственного освещения. Но ведь освещение в эпоху каменного века могло быть только дымным, и значит, пятна копоти должны были бы сохраниться, как сохранились рисунки.

Такой ход рассуждений приводил только к одному выводу: поскольку на потолке пещеры совсем нет следов продолжительного действия дымового освещения, а авторы изображений неизбежно должны были пользоваться освещением, то, следовательно, эти рисунки датируются эпохой, когда средства освещения были более совершенными.

Арле насторожило и то обстоятельство, что рисунки «справа от входа в виде черных лучей и красных полос местами оказались перекрытыми кристаллами кальцита», а полихромные изображения животных, расположенные слева, отличались свежестью красок. К тому же как объяснить, что «почти всюду рисунки крупных животных можно легко стереть пальцем»? А разве не странно, если признать эти рисунки древними, что многие полосы стерты? Мастер несколько раз стирал свои рисунки, добиваясь нужного ему эффекта. «Нам эти приемы хорошо известны», – многозначительно завершил свои рассуждения гость. Дотошный Арле обратил внимание и на то, что отдельные изображения животных размещались с учетом рельефа скальной поверхности, шероховатой и испещренной узкими глубокими щелями. Поскольку краска проникала, насколько возможно было заметить, достаточно далеко внутрь таких разломов, не задерживаясь на неровностях, то художник, следовательно, пользовался кистью. В дальнем углу одной из камер пещеры Арле заметил мазки густой красной краски и дал по этому поводу следующее объяснение: красочные покрытия здесь говорят о том (и это примечательно!), что в этом углу «мастер как будто хотел очистить кисть». Вообще эти мазки «производят впечатление недавности», и вполне резонно: кто же станет всерьез утверждать, что люди древнекаменного века могли додуматься до использования кисти в своих художествах?


Предыдущая глава: Эдуард Арле осматривает Альтамиру

Следующая глава: О чем расскажут инкрустации на рискнках


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта