О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Скульптура – начало древнего искусства

Со времени раскопок в Гурдане Пьетт пришел к выводу, что художественное творчество кроманьонцев началось в «эпоху слонов» прежде всего в скульптуре en ronde-bosse (кругловыпуклой), как более простой форме искусства. Такое заключение определялось характером находок в древнейших слоях пещер и основанными на них общими соображениями: «Первобытному человеку необходимо было сделать гениальное усилие, чтобы создать искусство рисунка, то есть изобразить контурными линиями на плоской поверхности объемные предметы. Такой способ воплощения не мог представиться в его уме сразу» '. Человек, чтобы воспроизвести изображение какого-либо существа, должен сделать его таким, чтобы можно было видеть изображение с разных сторон и поворачивать его так, как будто смотришь на человека или животное, имея его перед собой, сзади и сбоку. Следовательно, заключал Пьетт, скульптура должна быть первой формой искусства. Гравюра же, в особенности изображение «без насечек и тени», когда художник не стремился запечатлеть рельеф, а только очерчивал контур, не представляет «натуральную форму искусства». Она – своего рода условное «отображение, до которого человек дошел не скоро». Пьетт пришел к выводу, что древнейшие скульптурные произведения создавались на плато северо-востока Франции из камня и рога оленя, а на юге – главным образом из бивней мамонта. Основным объектом воплощения в образах искусства была сначала, по его мнению, женщина.

Лишь в «эпоху лошади» совершенствование оформления скульптуры привело древнего художника сначала к рельефной скульптуре, а затем к гравюре с «вырезанными двойными контурами». Искусство барельефа, а затем и гравировки возникло, по мнению Пьетта, в процессе детализации скульптурных образов. Вначале «мастер еще не был знаком с гравюрой или, по меньшей мере, гравировал весьма посредственно, не зная этого искусства», о чем свидетельствует стиль гравировок на одном из объектов из Ложери-Бас, обнаруженном Ландеском. «Поэтому, когда он хотел изобразить шкуру, то линии вырезал бессознательно, просто гравируя. Так волею случая создавал он рельефность... Иногда, чтобы изобразить ворсинки или шерсть на статуэтках, скульпторы пользовались приемом, который впоследствии приняли на вооружение граверы. Они не делали скульптурных рельефов, а передавали их посредством легких прорезных линий и точек. Такой прием позже стал ведущим в граверном деле».

Переход от «кругловыпуклой скульптуры» к рельефной Пьетт объяснял тем, что в связи с изменением климата начал постепенно исчезать мамонт, что привело к заметному сокращению количества «слоновой кости», бивней – самого благодатного материала для изготовления скульптур. Первобытные художники поневоле стали использовать в своем творчестве иное сырье, главным образом рога оленя. «Но рог оленя сплющен, середина его ноздревата, и, следовательно, пригодной для обработки оставалась только корковая часть. Мастера отбирали отделы более плоские, где ноздреватая часть была незначительной по толщине». Это обстоятельство и привело к тому, что древние художники изобрели иной метод: «Статуэтки из рога оленя делались обыкновенно таким образом, чтобы их можно было рассматривать со стороны. Изготовлялись два соединенных один с другим рельефа, т. е. использовалась техника двустороннего рельефа».


Предыдущая глава: Что умел человек ледниковой эпохи

Следующая глава: Изображения животных – это ли не искусство


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта