О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Что умел человек ледниковой эпохи

Прежде чем заявить такое, Пьетт провел исчерпывающую систематизацию всего известного по искусству древнекаменного века, обратившись к находкам Лартэ, Кристи, Массена, Пеккадо де л'Иля и других исследователей, кому в середине 70-х годов и позже посчастливилось найти образцы первобытного изобразительного творчества, но кто большей частью ограничивался в публикациях лишь «извещением» о своих удачах да беглым описанием обнаруженных художественных объектов. Он приступил также к выкупу из частных коллекций скульптур и гравюр ледниковой эпохи, скрупулезно упорядочивая сведения, связанные с открытиями образцов первобытного художественного творчества. Пьетт сразу же и недвусмысленно нацеливался на решение одной из самых грандиозных проблем археологии – сначала воссоздать картину развития и распространения первобытного искусства, а затем попытаться выявить мотивы и причины зарождения столь неординарной сферы деятельности охотников палеолита.

Иными словами, его волновали не просто находки, которые в глазах иных археологов представлялись неким курьезом, а теоретические проблемы художественного творчества тех, кого называли троглодитами. Выбор столь сложного направления поиска обусловливался следующими соображениями: «Несмотря на открытия Буше де Перта, все еще продолжались споры по поводу одновременного существования человека и гигантских вымерших животных, костяки которых находили в гра-виях. Результат исследований Лартэ и Кристи удивил их самих: человек ледниковой эпохи, о котором кое-кто не хотел и думать, а другие рассматривали его как дикаря, едва ли в чем отличающегося от животного, – этот человек, не знавший металла, создавал, оказывается, скульптуры и гравюры, воспроизводил с замечательным даром воображения животных, в окружении которых он жил, – мамонта, оленя, лошадь. Это открытие произвело в ученом мире, с одной стороны, взрыв восхищения и энтузиазма, а с другой – породил скептическое отношение к исследователям пещер».

Раскопки в Гурдане и Лортэ, а затем и в других местах показали Пьетту, насколько ошибались те, кто представлял пещерных жителей ледниковой эпохи Франции варварами, которые принесли откуда-то с севера, а быть может, даже из далекой Сибири «эскимоидную» по облику культуру, и кто думал, что она просуществовала в Западной Европе в неизменном виде на протяжении десятков тысячелетий и бесследно исчезла, когда началось потепление климата и в суровые края морозов и снегов удалились северные олени, мамонты и шерстистые носороги. Пьетт назвал подобные заключения ошибочными и, оценивая культуру древнекаменного века как цивилизацию, усматривал признаки зарождения ее на пространствах Западной Европы, где она затем развивалась, достигла своего апогея и наконец пришла в упадок. Находки из Гурдана и иных многослойных памятников показывали, что каменная индустрия троглодитов не оставалась неизменной, а, знаменуя прогресс, менялась от слоя к слою. При этом изменения в климате заметно отражались в изменениях пищи человека: вначале он охотился преимущественно на мамонтов, затем, при умеренном климате, – на лошадей, а еще позднее – на оленей. Все это время развивалось также и искусство.


Предыдущая глава: Эдуард Пьет находит шедевры древнего искусства

Следующая глава: Скульптура – начало древнего искусства


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта