О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Поиск следов деятельности пещерных людей

Однако как бы ни были важны упомянутые исследования, но все же решающий удар по тем, кто и в 70-е годы упрямо продолжал отказывать «Человеку Природы» в способностях к художественному творчеству, нанес самый удачливый продолжатель дела Буше де Перта и Эдуарда Лартэ – Луи Эдуард Пьетт. Это был, по словам Герберта Кюна, человек острого ума, научной добросовестности, склонный к работе тщательной и точной. Эти его качества в полной мере проявились в сфере изысканий по древнейшему искусству. И хотя «одновременно с ним другие исследователи тоже копали с усердием и большим знанием дела», отмечает Кюн, выдающиеся успехи Пьетта обусловливались прежде всего тем, что он в изучении этого искусства «приносил в жертву ему всего себя без остатка – все свои силы, всю свою энергию, все свободное время. Благоприятным было для Пьетта и время, и места, где он пускал в ход свою лопату».

В драматический момент начались его поиски в пещерах – ушел из жизни Эдуард Лартэ, слег от горя его сын Луи, который готовился продолжить дело отца. Как и Лартэ, Пьетт был по профессии юристом. Юриспруденция, однако, не оставалась его единственным пристрастием. Еще до увлечения древностями его любимыми занятиями в свободное от службы время стали геология и палеонтология. Он совершил несколько экспедиций в Арденны, в район бассейна реки Эсна, а также на территорию Люксембурга и вскоре стал известен специалистам как тонкий знаток геологических структур юрского периода. Пьетт приступил также к работе над книгой «Французская палеонтология». Что же касается археологии, то здесь интересы его ограничивались вначале обследованием памятников галло-римской эпохи.

Крутой поворот в увлечениях Пьетта произошел вскоре после франко-прусской войны 1870 г., участником которой он был. Пошатнувшееся здоровье вынудило его отправиться на лечение в Верхние Пиренеи, где не склонный к пустому времяпрепровождению юрист, геолог и палеонтолог принялся вскоре изучать окрестности курортного местечка Люшон, расположенного рядом с испанской границей. Внимание его привлекали огромные валуны и моренные отложения древних ледников, а также многочисленные пещеры, добровольным проводником по которым стал для него со временем местный натуралист Фуркад. Пьетт многократно возвращался в те пещеры, где глинисто-каменные отложения казались наиболее интересными. Ему хотелось выбрать для проведения работ такое место, где удалось бы обнаружить следы культуры «человека ледниковой эпохи»: кости животных, каменные инструменты, а если повезет, и предметы искусства. Самой привлекательной показалась Пьетту пещера Гурдан местечка Монтреже департамента Верхняя Гаронна. Здесь в 1871 г. он и начал раскопки, наняв нескольких крестьян из окрестных деревушек. Помощником в работе стал также Фуркад. Оказалось, что крестьянам не привыкать было заниматься таким побочным промыслом – некоторые из них принимали участие в раскопках маркиза де Вибрэ, а позже Лартэ и Кристи.

Но, как выяснилось, приобретенный ими ранее опыт не годился для правил, которым, вслед за Эли де Массена, предпочитал следовать Пьетт. Он спросил как-то Франше, самого опытного из раскопщиков, обращали ли внимание те, кто давал им работу, на последовательное залегание пещерных слоев и отделяли ли они находки одного горизонта от другого? Выяснилось, что такого правила никто не придерживался. Задача перед землекопами ставилась предельно простая, как при поисках клада: найти следы деятельности пещерных людей – расколотые кости, оббитые камни, а если повезет, то и гравюры, а также скульптуры. Теперь же рабочим было наказано вести раскопки строго последовательно, слой за слоем, не смешивать находки, залегающие в каждом из них, и отбирать образцы пещерных отложений, из которых извлекались культурные остатки. При размещении слоев по вертикали требовались, согласно непременным установкам Пьетта, «внимательные и тщательные наблюдения». Позже он так описывал свой метод раскопок, для тех времен поистине новаторский: «Я брал предметы из каждого слоя одной пещеры со всеми предосторожностями, чтобы не смешать более молодые почвы со слоями, которые содержат находки (ледниковой эпохи). Затем я сравнивал их между собой и группировал в соответствующие разделы и подразделения. Затем располагал предметы в порядке их размещения в слое, и перед моими глазами раскрывалась настоящая страница истории, по важности не уступающая ни манускрипту, ни какой-нибудь хронике. Такая страница раскрывала неподдельные человеческие чувства и действительные факты: в каком слое появился один инструмент, в каком – другой, выполненный более совершенно; в каком слое началось использование нового сырья, что и потребовало изменения форм; в каких отложениях они исчезают и заменяются новыми, более совершенными при использовании в тех же целях. Я смог проследить весь прогресс человечества за ледниковый период, изменения и эволюцию искусства и индустрии».


Предыдущая глава: Раскопки захоронений кроманьонцев

Следующая глава: Эдуард Пьет находит шедевры древнего искусства


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта