О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Странные человеческие фигуры

В 100 метрах от входа галерея упиралась в тупик. Но Брейль обнаружил едва заметный узкий лаз, через который вначале удалось протиснуться лишь ему, не отличающемуся по молодости лет полнотой. Оказалось, что узкая «труба» галереи Комбарель тянется еще почти на 140 метров. Здесь на стенах слева и справа размещались фризы прекрасных изображений. В ходе произведенных позже исследований удалось выявить около 400 рисунков! Идентификация большинства фигур не составляла труда. Чаще и лучше других здесь выполнены гравюры лошадей. Точность и тщательность рисунка была при этом столь совершенна, что во многих случаях удавалось определить породу – кельтская лошадь, как и полагается, крепкая, короткая, невысокая, с прямым крупом и спиной; тарпан – с коротким тонким хвостом, массивной головой, прямой и короткой спиной; северная лошадь – с длинной прогнутой спиной, с выгнутым профилем головы от ушей до ноздрей; лошадь libique – легкая, с изящной головой. Необычна была лишь одна лошадь – уши ее были явно намеренно превращены в рога бизона, и никто не мог сказать, что означала эта странная трансформация. Сравнительно многочисленны были также гравюры бизонов. Значительно реже встречались изображения северных оленей, мамонтов и (единично) носорог, лань, медведь, волк, лиса и рыба.

Недоумение вызывали лишь фигуры, напоминающие человеческие. Они почему-то не отличались художественной выразительностью и к тому же были исполнены крайне небрежно. Более всего поражало то, что на месте голов у этих антропоморфных существ почему-то непременно оказывались или нечто вроде личин, напоминающих охотничьи церемониальные маски примитивных племен Африки, или головы животных и птиц. Наибольшее изумление вызвал «человеческий силуэт с головой, напоминающей голову мамонта», и с руками, которые были «вытянуты так, что могли бы сойти за бивни». Уж не пещерный ли это колдун, наряженный мамонтом?

Наконец процессия молча двинулась в обратный путь. Можно представить, о чем именно думали археологи: узкий и низкий тоннель Комбарель при всем желании не мог использоваться людьми древнекаменного века в качестве убежища, а тем более постоянного места обитания. Следовательно, гравюры на стенах галереи не могли наноситься для того, чтобы «украшать место обитания». Для чего же тогда здесь, как и в Ля Мут, каменные стены столь настойчиво и, судя по обилию рисунков, очень долгое время разрисовывались фигурами животных? От осмотра их тут, в холодной тьме глубокого подземелья, простого «зрелищного» удовольствия не получишь.

С того вечера прошла всего неделя, и 15 сентября на заседании Академии наук профессор Муассан зачитал сообщение «Новый грот с палеолитическими гравюрами на стенах», подписанное двумя участниками похода по галереям Комбарель – директором Ecole d'Anthropologie Луи Капитаном и аббатом Анри Брейлем. Они как-то запамятовали поставить в один ряд с собой своего спутника Дени Пейрони...


Предыдущая глава: Алан Помарель показывает собственную пещеру

Следующая глава: Пейрони обнаруживает новую пещеру с древними гравюрами


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта