О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Рисунки на стене пещеры

Здесь, в более чем 800 метрах от входа, после длительного подъема по галерее на внутрипещерную террасу Гарригу увидел многочисленные рисунки, изображающие бизонов, лошадей, горных козлов и оленя. Они были выполнены черной краской в виде линейных силуэтов. Небольшие фигурки перекрывались иногда изображениями более крупных животных. С помощью тонкой, выполненной, очевидно, кистью штриховки и – редко – растушевкой художник мастерски передал детали шерстного покрова, тени, рельефность. Часть животных была поражена черными или красными стрелами с наконечниками и оперением. В иной манере изображены фигуры, расположенные относительно высоко. Здесь художник умело использовал рельеф стены и естественные линии камня. Очень остроумно он, к примеру, воспользовался вытянутым вертикальным углублением: часть его при соответствующем освещении заполнялась тенью и сразу же приобретала вид головы оленя при взгляде на нее анфас. Оставалось лишь подрисовать рога. В другом месте выступ в стене позволил художнику создать посредством всего нескольких красных линий, очерчивающих голову и шею, образ падающей на спину лошади. Позже в Нио были обнаружены также разного рода знаки, в том числе скопления красных точек, и такие же, как в Альтамире, малопонятные фигуры.

И как же оценил Феликс Гарригу все это чудо ротонды Нио, позже названной археологами «Черным салоном»? Увы, последствием осмотра «музея» стала всего лишь предельно краткая, полная недоумений строчка в потрепанной и вымазанной пещерной глиной записной книжке: «На стене есть рисунки. Что же это может быть?» Гарригу не удивило даже то, что среди рисунков преобладают изображения бизонов, которые давно исчезли в странах Западной Европы. Он предпочел поверить россказням местных жителей о том, что рисунки в пещере Нио сделаны в час досуга горными пастухами, которые пасли в ее окрестностях коз и овец...

Более чем через 40 лет, в сентябре 1906 г., старый доктор с досадой вспомнит о своей записи в книжке, когда его сосед, отставной офицер Молар, сообщит ему, что обнаружил на стенах ротонды Нио рисунки древнекаменного века. Этот вывод подтверждали несколько найденных под ними на неровном, с углублениями полу каменных изделий, костяная игла и остатки плохо сохранившихся костей. Следовало бы, пожалуй, по такому случаю подивиться и порадоваться отличной памяти ветерана «французской доистории», «зачинателя доисторических исследований местности Фуа восточной части Французских Пиренеев», как он аттестуется теперь. Но проявлению восторга мешает одно досадное обстоятельство: Феликс Гарригу был участником конгресса в Лиссабоне в 1880 г. и на заседании его отчего-то умолчал о странных рисунках «горбатых бизонов» на стенах пещеры Нио. Остается также неизвестным, стал ли этот примечательный эпизод предметом особого разговора с Эмилем Картальяком, одним из руководителей того же конгресса, когда тот, уведомленный Гарригу и Моларом, посетил Нио, а затем в 1908–1909 гг. провел «несколько кампаний», в ходе которых его помощники с усердием копировали настенные изображения пещеры.

Второй шанс опередить испанцев представился французским археологам буквально на пороге открытия Альтамиры – в 1878 г., когда учитель из местечка Агез Сен-Мартэн д'Ардеш Леопольд Широн переправился на лодке с левого берега каньона реки Ардеш департамента Гар на правый и вошел в грот Жан-Луи, или Шабо. На левой, хорошо освещенной известняковой стене «вестибюля» Шабо он заметил множество сложно перепутанных и глубоко прочерченных линий. Сфотографировав покрытую гравировкой стену пещеры, Широн в том же году опубликовал два своих снимка в I томе местного журнала «Revue historique et archeologique du Vivarais». Они сопровождали его небольшую заметку «Le Magdalenien du Bas-Vivarais». В сплетениях гравированных и процарапанных линий можно было увидеть, в частности, примитивные изображения человеческой фигуры, а также животных и птицы. Настенные гравировки размещались в Шабо как раз над слоем, в котором залегали изделия древнекаменного века, и потому напрашивался вывод, что изображения относятся к тому же времени.


Предыдущая глава: Виланова прорывается на очередной конгресс

Следующая глава: Журнал Materiaux отказывается от публикации открытия Саутуолы


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта