О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Кости северного оленя

Открытие доктора Майера получило широкую огласку и вызвало всеобщий интерес: столичная газета «Journal de Geneve» в субботнем номере от 23 ноября 1833 г. сообщила об интригующей находке. Однако ни сам Майер и ни те из его друзей, кто понимал толк в древностях, не обратили внимания на одну досадную, но весьма примечательную ошибку, которая была допущена при изучении кости с круглым отверстием и гравированными изображениями козла и ветки. Кость принадлежала не благородному оленю, как думал доктор, а северному. Но ведь и в Шаффо во Франции неведомый художник предпочел выгравировать рисунок на кости именно северного оленя. Можно подумать, что он предвидел заблуждения археологов и подавал им знак: «Я не кельт. Я из другого, значительно более древнего мира, ибо кельты здесь, на юге Европы, не могли охотиться на северного оленя. Ну скажите на милость, кто из вас видел северного оленя в Савойе?»

Действительно, северного оленя, обитателя Европы эпохи великого оледенения, никто и никогда здесь не видел, и, может быть, поэтому, находя в земле его кости, их принимали за останки благородного оленя, которого можно встретить и теперь в лесах Швейцарских Альп. И следует ли удивляться этой ошибке? Ведь знатоки древности в начале XIX в., как правило, понятия не имели об эпохе оледенения и ее животном и растительном мире. И уж, конечно, большинству представителей науки тогда просто не могла прийти в голову мысль о том, что человек заселял Европу в «допотопные времена», когда по ее просторам бродили гигантские носороги, северные олени и мамонты. Многие были твердо убеждены, что человек – «создание божье» и возраст человеческого рода на Земле, как учит священное писание, ненамного превышает 6 тысяч лет.

Христианская церковь в течение полутора десятков веков не допускала иных интерпретаций появления на Земле человека, кроме изложенного на страницах Библии рассказа о сотворении Адама из праха и Евы – из ребра Адама, о беспечном обитании их в саду Эдема, райской обители, находившейся якобы в долинах четырех никому неведомых рек. Судьба осмеливавшихся думать иначе трагична – их в назидание всем остальным подвергали лютой казни. В 1450 г. был сожжен Самуил Саре, который предерзостно уверовал в глубочайшую древность человечества. В начале XVII в. святые отцы в ярости вырвали «грешный язык у особо опасного еретика» Ванини, который, богохульствуя, уверял, что некоторые народы произошли от обезьян, а первые люди ходили сначала на четвереньках, подобно животным, и лишь значительно позже «благодаря воспитанию оставили эту привычку». Поразмыслив, инквизиторы пришли к выводу, что Ванини понес слишком мягкое наказание, и «признали богоугодным предать всеочищающему огню костра бренное тело» Ванини, заблудшей овцы господа. Разве почтенный отец Джон Лайтерут, он же архиепископ Ушер Ирландский, не подсчитал со всем усердием в Кембридже, в 1654 г., что создатель сотворил человека из глины точно в 9 утра 23 октября 4004 г. до рождества Христова!

Но ни пытки, ни костры не в состоянии были остановить движение пытливой научной мысли. В 1655 г. в Париже Исаак де Перейра напечатал греховное сочинение о неких людях, живших до Адама, – «Primi Homines ante Adamum». Судьба Перейры неизвестна.

Деятели науки все чаще сталкивались с фактами, которые заставляли усомниться в истинности религиозного толкования вопроса о древности человека. В XVII и начале XVIII в. так называемые «громовники» – каменные топоры и наконечники – стало уже невозможно всерьез принимать за орудия бога грома, в сердцах метавшего их вместе с молниями на грешную Землю. Дело в том, что, как выяснилось, в точности такие инструменты продолжали применять туземцы Нового Света, Африки и Южной Азии. Значит, и в Европе люди жили когда-то в каменном веке?

Догадки о том, что возраст человечества выходит далеко за пределы 6 тысяч лет, высказывались во Франции весьма давно. Разве не о том раздумывал де Кошрель, который в 1685 г. открыл в Нормандии обработанные камни? А в 1717 г. вышла в свет книга не кого-нибудь, а заведующего Ватиканским ботаническим садом Михаила Меркати, который описывал каменные орудия как «произведения рук человеческих, выполненные в незапамятные времена». По мнению автора, люди тогда не умели выплавлять металлы. Обстоятельства принуждали их пользоваться инструментами из камня. Меркати без каких-либо околичностей объявил оббитые и шлифованные камни «орудиями и оружием первобытных времен». Подумать только – какова ересь, взращенная в самом Ватикане?! Однако автору ничто не грозило хотя бы уже потому, что он умер за 27 лет до напечатания книги.


Предыдущая глава: Доктор Майер роется в груде костей

Следующая глава: От какой обезьяны произошел человек


В.Е. Ларичев. Прозрение.

Избранные главы

О книге «Прозрение»

Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.


На главную страницу сайта