Здесь масштаб а4 в магазине.
О компании Стоимость
компании
Стратегическое
планирование
Управление
стоимостью
Стоимостной
маркетинг
Стоимостное
мышление
Привлечение
инвестиций
 

Мятая бумага теряет часть своей прочности

Первоклассники уже проводили простой опыт, который показал, что бумагу легко измять и что невозможно вернуть ей прежний вид. Это наблюдение полезно дополнить новым опытом, который наглядно показывает, что смятая бумага становится менее прочной. Опираясь на выводы, сделанные из предыдущего опыта, дети легко могут объяснить, почему это происходит: когда мнут бумагу, ломаются волокна, из которых она состоит, нарушается связь между ними.

Из листа бумаги учащиеся вырезают полоску длиной 200 – 220 мм и шириной 25 – 30 мм (ширина должна быть по всей длине полоски одинаковой). Примерно половину полоски дети комкают, мнут, а затем распрямляют и разглаживают. Взяв полоску за концы, учащиеся тянут ее в разные стороны, постепенно увеличивая усилие. Полоска разрывается в той части, которая была предварительно измята.

– Какие выводы из этого опыта можно сделать? – спрашивает учитель. (Надо стараться не мять бумагу, если мы хотим, чтобы изделия из нее были прочными и долго служили. Бумагу для изготовления изделий нужно хранить в папках. Нельзя перегибать листы в книгах, загибать в них уголки. В старых книгах надо своевременно подклеивать измятые страницы.)

Основываясь на наглядных представлениях о прочности полоски бумаги, учитель в дальнейшем знакомит учащихся с прочностью других материалов – ниток, ткани, картона, пластмассовой пленки. Учащиеся приучаются сравнивать, сопоставлять прочность различных материалов.

Что происходит с бумагой при ее увлажнении

Для грамотного решения многих вопросов, возникающих при работе с бумагой и картоном, важно, чтобы учащиеся достаточно ясно представляли, что происходит с этими материалами при их увлажнении в процессе окрашивания или намазывания клейстером или клеем.

Из листа бумаги (для этого опыта рекомендуется брать бумагу не очень толстую и слабо проклеенную – газетную, оберточную, простые обои) по двум взаимно перпендикулярным краям (кромкам) учащиеся вырезают одинаковые по форме и размерам полоски (20Х 200 мм). Еще одну такую же полоску дети вырезают из любой бумаги. Эта полоска служит для контроля при проведении опыта.

Сначала первоклассники проводят с первыми двумя полосками предварительный опыт, позволяющий установить, какая из них вырезана в долевом, а какая в поперечном направлении. Результаты учащиеся фиксируют на концах полосок – ставят карандашом стрелки вдоль или поперек полосок или надписывают буквы Д и Я. Затем полоски укладывают рядом на лист старой бумаги и одновременно увлажняют. Делают это при помощи большой кисти или тампона из чистой мягкой ткани. Затем, подождав 2 – 3 мин, чтобы бумага увлажнилась равномерно и на всю толщину, полоски укладывают рядом на лист бумаги. Используя контрольную полоску, устанавливают, что обе увлажненные полоски стали длиннее (рис. 10,4). Учащиеся формулируют первый вывод: бумага при увлажнении увеличивается в размерах, удлиняется.

Проведя более тщательные измерения, учащиеся выясняют; что увлажненные полоски удлинились неодинаково: одна больше, другая меньше. Обратив внимание на метки, сделанные на поносках, они формулируют второй вывод: при увлажнении бумаги удлинение ее в долевом направлении меньше, чем в поперечном.

В беседе по результатам опыта учащиеся выясняют, что с установленными свойствами бумаги необходимо считаться при ее окрашивании и наклеивании, т.е. во всех случаях, когда Детали из бумаги увлажняются. Очень важно па нескольких примерах наглядно показать учащимся, что игнорирование факта удлинения бумаги при се увлажнении приводит к снижению качества изделия и даже к браку.

Значение выдержки при намазывании бумажных деталей клеем

В предыдущем опыте учащимся предлагается после увлажнения бумажных полосок дать им полежать 2 – 3 мин или, как принято говорить, дать им выдержку. За время этой выдержки бумага успевает пропитаться влагой и удлиниться.

– А что будет, – спрашивает учитель, – если мы не дадим такой выдержки, намажем деталь клейстером или клеем и сразу же уложим ее на место, приклеим? (Деталь будет продолжать впитывать влагу и увеличиваться в размерах. В результате на ней появятся морщины и работа будет испорчена.)

Вывод: при наклеивании деталей из бумаги нужно, намазав их клеем или клейстером, дать небольшую выдержку (обычно бывает достаточно 2 – 3 мин). Особенно важно это делать, если детали имеют большие размеры.

– Понаблюдайте, – советует учитель детям, – как маляры оклеивают степы обоями. Намажут полосу обоев клейстером и ждут, чтобы бумага увлажнилась, вытянулась, и только потом полосу укладывают на стену, подгоняя рисунок. А бывает что маляры намазывают последовательно сразу две, три, а иногда и четыре полосы и потом в той же очередности наклеивают их на стену. Бумага успевает за это время хорошо увлажниться и растянуться. Высыхая на стене, обои натягиваются и не образуют морщин.


Интересное об уроках труда:

Исследование причин появления морщин на поверхности изделии из картона и бумаги
Что происходит с бумагой при ее увлажнении
Коробление изделий из бумаги и картона
Основные виды картона и его применение
Сравнение свойств бумаги и картона
Наблюдения и опыты при работе с тканью
Демонстрация волокнистых материалов растительного происхождения


На уроках труда
Содержание
Дети умнеют в процессе наблюдения
Подбор образцов и составление коллекции бумаги
Общие свойства бумаги
Бумага – материал волокнистый
Исследование прочности бумаги на разрыв
Мятая бумага теряет часть своей прочности
Сравнение свойств бумаги и картона
Наблюдения и опыты при работе с тканью
Демонстрация волокнистых материалов растительного происхождения
Сравнение ткани с бумагой по основным свойствам
Ознакомление с классификацией ниток
Сравнение прочности ниток из волокон разного происхождения
Демонстрация народных игрушек
Наблюдения за формой и расцветкой листьев. Опыты с древесиной
Наблюдения при ознакомлении учащихся с керамикой
Наблюдения, опыты и демонстрации при моделировании подъемных кранов
Наблюдения, опыты и демонстрации при монтаже простейшей электрической цепи
Опытническая работа по выращиванию растений
Выращивание гороха и бобов
Экскурсия на огород

На главную страницу сайта